СВР объяснила отсутствие у посла Карлова охраны в момент убийства
Заявление СВР
Служба внешней разведки (СВР) организует вооруженную охрану российских дипломатических работников «только на территории дипломатических или консульских учреждений и только по согласованию с местными властями», говорится в ответе СВР на запрос РБК. В документе за подписью руководителя пресс-бюро спецслужбы Сергея Иванова отмечается, что вопросы обеспечения безопасности дипмиссий регулируются в том числе Венской конвенцией 1961 года, в соответствии с которой «ответственность за обеспечение безопасности иностранных дипломатических представительств возлагается на принимающую сторону».
«Для организации вооруженной охраны внешних периметров российских дипломатических представительств привлекаются соответствующие подразделения местных специальных или правоохранительных органов, — подчеркнул Иванов. — В зависимости от конкретных условий в ряде стран на въездах в российские представительства силами указанных структур устанавливаются постоянные посты охраны, а также осуществляется патрулирование прилегающих районов».
В СВР напомнили, что 6 июля 2016 года МИД предупреждал российских граждан, что в Турции сохраняется высокая угроза террористических актов. «Нашим гражданам было рекомендовано полностью исключить посещение юго-восточных районов Турции до нормализации там обстановки. К районам повышенного риска были также отнесены Стамбул и Анкара», — говорится в сообщении спецслужбы.
Представитель Службы внешней разведки также обратил внимание, что сейчас в Турции работает российская межведомственная следственная группа, которая вместе с турецкими коллегами выясняет все обстоятельства гибели посла Карлова.
Карлов погиб в Анкаре во время выступления на выставке в Центре современного искусства 19 декабря. Бывший сотрудник полиции Мевлют Алтынташ выстрелил ему в спину, после чего стал выкрикивать призывы «не забывать Сирию» и «не забывать Алеппо». В результате спецоперации преступник был убит.
21 декабря Владимир Путин заявил, что есть общее правило, согласно которому вооруженная охрана посольства работает только на территории самого диппредставительства.
Работа спецслужб
Безопасностью российских дипмиссий занимается Министерство иностранных дел, но, как следует из нормативных документов ведомства, МИД делает это совместно с силовыми структурами. Таковыми являются Федеральная служба безопасности и СВР, в частности управление К спецслужбы. В указах и законах, которые описывают структуру и полномочия ФСБ, отмечается, что СВР «обеспечивает участие военнослужащих пограничных органов» в охране посольств и консульств.
Как объясняет собеседник РБК, близкий к руководству ФСБ, в странах, где высока террористическая угроза, СВР использует бойцов отряда особого назначения «Заслон». По его словам, спецназ СВР в разное время находился, например, в Ираке и Афганистане. Как отмечал телеканал «Звезда» со ссылкой на сотрудника СВР, «в задачи «Заслона» входит обеспечение охраны первых лиц посольств России в других странах, носителей секретной информации, безопасность агентурной работы». «В случае возникновения опасности в обязанности бойцов «Заслона» входит проведение операции «Прорыв» — срочной эвакуации сотрудников посольства», — говорил собеседник телеканала.
Информацию, что группа «Заслон» направляется обычно в представительства в тех странах, где существует реальная террористическая угроза, подтвердил профессор факультета национальной безопасности РАНХиГС Александр Михайленко. По его словам, степень опасности определяется по конкретным критериям: количество терактов, число пострадавших в них сограждан. «В последнее время Турция наверняка стала объектом заинтересованности СВР в плане усиления системы безопасности. Проблема в том, что подготовка бойцов «Заслона» является долгим и трудоемким процессом, включая обучение иностранному языку и культуре, тщательную проработку стратегии и тактики безопасности», — рассказал Михайленко.
По данным «Росбалта», в Турции «Заслона» не было, в противном случае покушения на Карлова удалось бы избежать. «Абсолютно точно никаких людей за спиной дипломата во время выступления не было бы. Рядом с ним должны были находиться два человека в штатском с оружием, следить за поведением людей в зале и осуществлять прикрытие дипломата в случае непредвиденных ситуаций. В зале тоже располагались бы наши бойцы в штатском», — рассказал собеседник издания в спецслужбе. По его словам, официальная Анкара в течение более десяти лет не согласовывала размещение бойцов в стране.
Зоны ответственности
Перед тем как отправиться на общественное мероприятие, посол всегда заслушивает информацию службы безопасности о том, какова ситуация в городе и есть ли угрозы, и в случае необходимости это мероприятие может быть отменено или перенесено, рассказал РБК чрезвычайный и полномочный посол Василий Лихачев, возглавлявший представительство России при Евросоюзе.
Собеседник РБК в иностранном посольстве в Москве рассказал, что внешний периметр охраняют сотрудники российской полиции, а внутреннюю территорию частная охранная фирма при поддержке офицеров безопасности из страны принадлежности посольства. Последние берут на себя в основном стратегическое планирование безопасности.
Источник РБК в российском посольстве за рубежом подтвердил, что безопасность обеспечивает местная полиция совместно с посольским отделом безопасности. Кроме того, с местной полицией или по указанию из Москвы решаются ситуативные задачи безопасности, например поведение в период новогодних и других праздников. «Однако убийство Карлова совершено пусть и одиночкой, но находившимся внутри системы, с которой нельзя не сотрудничать по вопросам безопасности, и на мероприятии, которые нельзя не проводить», — добавил дипломат.
МИД не ответил на запрос, как была организована система безопасности посольства России в Турции. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также отказался комментировать вопросы журналистов о мерах безопасности в посольстве и работе «Заслона» в Турции.