В Москве указали на ухудшение ситуации c безопасностью в Афганистане
Во вторник, 27 декабря, в Министерстве иностранных дел в Москве прошли консультации по Афганистану, в которых приняли участие дипломаты России, Пакистана и Китая, сообщила на брифинге официальный представитель МИДа Мария Захарова. По ее словам, участники отметили ухудшение ситуации в стране, выразили обеспокоенность ростом террористической активности, особенно ведущейся афганским крылом ИГИЛ (террористическая группировка запрещена в России). Ранее во вторник представитель МИД Афганистана Ахмад Шекиб Мостагни заявил агентству АР, что правительство его страны не было приглашено на встречу. Такой подход, по его словам, не способствует улучшению положения в стране. Стороны приветствовали бы участие Афганистана в этих дискуссиях, указала Захарова.
Угроза у границ стран Центральной Азии
О ситуации с безопасностью и об угрозах для стран Центральной Азии и России говорили президенты стран ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности) в понедельник, 26 декабря, на саммите в Санкт-Петербурге. В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. «Особо подробно обсуждалась деградация ситуации в Афганистане, ухудшение обстановки на таджикско-афганской границе и те меры, которые необходимо предпринять для оказания помощи Таджикистану в стабилизации ситуации на границе», — рассказал в понедельник журналистам генсек ОДКБ Николай Бордюжа.
Ситуация в Афганистане ухудшается, констатировали эксперты на конференции в МГИМО и участники презентации доклада по ситуации в стране Международного дискуссионного клуба «Валдай», состоявшихся в конце декабря в Москве. В докладе «Валдая» указано, что если раньше основное количество нападений «Талибана» и других экстремистских группировок приходилось на пограничные районы Афганистана и Пакистана, то в последние два года растет количество инцидентов на границе со странами Центральной Азии. С 2009 года количество гражданских потерь в конфликтах афганской армии и антиправительственных вооруженных групп на границе с Пакистаном выросло на 35%, а на границах с Центральной Азией — на 530%. Если в 2009 году потери в регионах, примыкающих к Центральной Азии, были в пять раз меньше, чем в районах, примыкающих к Пакистану, то в 2015 году — только в 1,3 раза. Растет и число населенных пунктов, захваченных антиправительственными силами. В конце прошлого года были захвачены 24 районных центра, из которых 15 — на границах со странами Центральной Азии, 11 — на границе с Таджикистаном.
Растет и общая численность боевиков, воюющих в провинциях, примыкающих к Центральной Азии (Бадахшан, Тахор и Кундуз), говорится в докладе «Валдая». Это связано с миграцией боевиков из тех районов, где афганская армия активизировала свои действия, объясняют авторы доклада.
В Бадахшане два уезда — Вардуж и Юмган — практически полностью находятся под контролем антиправительственных сил. Там сильны позиции у «Сети Хаккани» и «Исламской партии Афганистана» Хекматиара, но ведущую роль играет «Талибан», говорится в докладе. Боевики имеют тяжелое оружие и военную технику. В Тахоре также сильны позиции в нескольких уездах. Под контролем талибов находится большая часть провинции Кундуз, в 2016 году афганские силы полностью контролировали только центр города Кундуза.
Новые угрозы
В 2016 году на ухудшение ситуации работали несколько факторов, говорят эксперты. Один из них — осложнение социально-экономической ситуации в странах Центральной Азии и в России. Падение цен на нефть ударило по экономике Казахстана и Туркмении. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже пострадали, но косвенно: мигранты из этих стран теперь зарабатывают в России меньше, меньше и пересылают на родину, а оттого менее устойчивы к вербовке, рассказал Андрей Казанцев, директор аналитического центра МГИМО. В Таджикистане вербовщики в основном работают с малообеспеченными слоями населения, а в Казахстане проникли в криминальные круги и вербуют в тюрьмах, говорит Казанцев. На конференции в МГИМО, проведенной аналитической ассоциацией ОДКБ, Бордюжа сообщал, что только из Таджикистана, для того чтобы присоединиться к ИГИЛ, выехали 2 тыс. человек, из которых 600 были убиты.
В 2017 году ситуация в стране может ухудшиться из-за недостатка ресурсов у правительственных сил Афганистана, говорит программный директор «Валдая» Андрей Сушенцов. Афганской армии и правоохранительным силам не удается без поддержки США ни успешно противостоять, ни восстанавливать контроль над утерянными территориями, отмечает в ноябрьском обзоре по Афганистану Insitute for the study of war. Между правительством и противостоящими ему силами идет борьба за контроль над территориями и населением, указывал в сентябре главнокомандующий силами США в Афганистане Джон Николсон. Тогда же он сообщал, что, по данным США, афганское правительство контролирует до 70% населения, сосредоточенного преимущественно в центре страны, а противостоящие ему силы — около 10% в сельских районах на окраинах, однако четкого баланса сил нет. «Стороны сражаются за контроль над четвертью населения», — указывал он. В Афганистане, по данным ЦРУ, проживают 33 млн человек.
Еще один фактор — неопределенность в международной обстановке, говорит Казанцев: непонятна пока стратегия избранного президента США Дональда Трампа, что влияет на действия других стран, вовлеченных в афганский вопрос.
Несмотря на растущую нестабильность в Афганистане, в 2017 году непосредственной угрозы для стран Центральной Азии и России нет, говорит Сушенцов. Авторы доклада «Валдая» указывают, что лобовое нападение антиправительственных группировок на границы Таджикистана, Узбекистана или Туркмении практически исключено — до тех пор, пока боевики не установили полный контроль над прилегающими к границам провинциями, но нельзя исключать ограниченные атаки.
При этом сохраняются другие угрозы: наркотическая — контрабанда наркотиков через границы Таджикистана и Туркмении, что чревато прокладкой путей для сбыта наркотиков боем и опасностью возвращения домой участников террористических группировок.