Волкер назвал последнюю встречу с Сурковым «шагом назад»
Спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер назвал состоявшуюся в ноябре в Белграде встречу с помощником президента России Владиславом Сурковым «шагом назад». Об этом он заявил в интервью изданию Politico.
По его словам, в ходе последних переговоров с Сурковым у них «была очень сердечная встреча и хорошая дискуссия». «Но это был шаг назад», — заметил Волкер, пояснив, что «русские снова вернулись к своему первоначальному предложению» о размещении охранной миссии ООН в Донбассе.
«Ситуация была такой. Россия в сентябре предложила проект резолюции, в этом предложении содержался призыв к ООН защитить наблюдателей ОБСЕ. В частности, миссия должна была следить за соблюдением режима прекращения огня и контролировать вывод тяжелого вооружения [из зоны конфликта]», — напомнил спецпредставитель Госдепа, заметив, что «теперь, конечно, все знают, что режим прекращения огня [на востоке Украины] не соблюдается, а, напротив, нарушается каждую ночь», и из Донбасса не было полностью выведено тяжелое вооружение.
«Таким образом, это не работает», — резюмировал Волкер, уточнив, что «российская идея» при этом заключалась в том, что, «если вы защищаете наблюдателей, то они в свою очередь могут пройти дальше, чувствуя себя в большей безопасности, и не сталкиваться с таким количеством контрольно-пропускных пунктов». «Я нахожу такой аргумент своеобразным, потому что, если русские хотят, чтобы наблюдатели имели доступ ко всему району, что-то еще происходит», — отметил американский спецпосланник.
«Итак, что мы сделали? Мы сказали [на это]: «Смотрите, мы заинтригованы идеей, что Россия отправилась в Организацию Объединенных Наций», — рассказал Волкер, заметив, в связи с этим, что теперь, по его мнению, «стоит задуматься об этой миссии ООН». «Но она должна быть реальной миротворческой силой, которая контролировала бы безопасность на всей спорной территории», — пояснил он, добавив, что, «если бы это удалось сделать, это было бы очень полезным шагом и позволило бы добраться до реализации минских соглашений».
Однако теперь, как заметил спецпосланник Госдепа США, он считает, что российская сторона выдвинула подобное предложение, только чтобы «начать разговор». «Они хотели вступить в диалог о том, как будут выглядеть миротворческие силы», — уточнил он, добавив, что состоявшаяся в ноябре в Белграде встреча с Сурковым, по его мнению, была «шагом назад». «Они [русские] снова вернулись к своему первоначальному предложению», — заметил он, добавив, что теперь не знает, каким после этого должен быть следующий шаг.
Это, по мнению Волкера, могло произойти «по совершенно другим причинам», не относящимся к Украине. «Это могло быть связано с несостоявшейся двусторонней встречей президента [России Владимира] Путина и президента [США Дональда] Трампа [во Вьетнаме]», — добавил он, заметив, однако, что это «просто была последовательность событий» и у американской стороны нет этому подтверждений. «Посмотрим, что произойдет на нашей следующей встрече [с Сурковым], которая состоится в декабре», — резюмировал Волкер, заметив, что действительно думает, что «русские изучают идею о том, стоит ли положить конец конфликту в Донбассе, создать мир, выйти из этой ситуации и как это будет выглядеть». «Я не думаю, что они готовы к этому. Не думаю, что они [уже] так или иначе приняли соответствующее решение. Но я думаю, что они изучают его», — заключил американский спецпосланник. О Суркове он отозвался как о «профессиональном и умном человеке», уточнив, что, если Вашингтон хочет добиться результата, то это будет делаться именно через Суркова «и его отношения с президентом Путиным».
Помощник президента России, как добавил Волкер, по его данным, работает с российскими МИДом и Министерством обороны. «Так что у него есть канал связи. Но я считаю, что решения принимает Путин», — заключил он.
Встреча Суркова и Волкера состоялась 13 ноября в Белграде. В ходе нее стороны обсудили пути решения конфликта в Донбассе, причем во время этих переговоров, по словам помощника российского лидера, Вашингтон передал Москве свои предложения к российскому проекту резолюции по размещению миротворцев на Украине. Это документ состоял из 29 пунктов, из них российская делегация «сочла приемлемыми» только три, уточнял Сурков.