Суд отказался освободить из СИЗО журналиста РБК
Апелляционная коллегия Мосгорсуда отказала в удовлетворении жалобы защиты Соколова на продление ареста. Журналист настаивал, что следствие никак не обосновало необходимость его содержания под стражей: он не намерен скрываться, у него нет загранпаспорта, а само уголовное дело, по словам Соколова, является попыткой воспрепятствовать его журналистским расследованием. Адвокат Соколова Ольга Чавдар добавила к этому обоснованию, что ее доверитель не склонен нарушать закон — это было подтверждено в результате экспертизы, проведенной бывшим психологом ФСИН Владимиром Рубашным. Чавдар просила отпустить Соколова под залог или поместить его под домашний арест.
Обвинение с позицией защиты не согласилось, отметив, что мера пресечения должна быть оставлена в силе, поскольку еще не проведены все экспертизы и не допрошено несколько десятков свидетелей. В результате суд отказал в удовлетворении почти всех ходатайств защиты и оставил Соколова в изоляторе до 22 января 2016 года.
Под стражей был оставлен и другой обвиняемый по этому делу — Валерий Парфенов. В ходе заседания он и его адвокат Николай Курьянович просили удалить из процесса прокурора Ильина, поскольку последнего они считают «крокодилом, который способен только играть на мобильном телефоне», но в этом ходатайстве было также отказано.
Соколов был арестован Хамовническим судом Москвы 29 июня. Вместе с ним фигурантами уголовного дела по ст.282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) стали бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и соратник последнего Парфенов. Позднее Мухин был переведен под домашний арест. В начале ноября «Мемориал» признал Соколова, Мухина и Парфенова политзаключенными и потребовал прекратить дело в отношении них.
По версии следствия, обвиняемые под видом «инициативной группы за проведение референдума об ответственности власти» продолжали деятельность запрещенной организации «Армия воли народа» (АВН), которая была признана Мосгорсудом экстремистским сообществом осенью 2010 года. Переименовав организацию, фигуранты дела поставили перед ней прежние цели и задачи, а именно «создание инициативных групп по проведению референдума», истинная цель которых была в «расшатывании политической обстановки в сторону нестабильности и смене существующей власти нелегальным путем». Соколов своей вины не признает и считает, что дело в отношении него было сфабриковано в связи с его профессиональной деятельностью. Кроме того, отмечает Соколов, «Инициативная группа» на момент начала расследования не была внесена в список запрещенных организаций.