В Чечне ответили на фильм «Открытой России» о Кадырове
В день выхода фильма «Семья», 25 мая, власти Чечни заявили о намерении провести по этому поводу пресс-конференцию, однако спустя несколько часов отказались от этой идеи. В Минпечати республики объяснили, что не успевают подготовить брифинг и что проведут его 26 мая.
Пресс-конференция не состоялась, но 26 мая на сайте государственной телерадиокомпании «Грозный» появился 25-минутный сюжет, который содержит опровержения фильма «Открытой России».
В фильме утверждалось, что в Чечне в настоящее время действует «система дани» — якобы все жители республики в обязательном порядке платят «взносы» в Фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Авторы ссылались на заявления чеченцев, пожелавших остаться неизвестными, и называли фонд «альтернативной чеченской казной». По их данным, жители республики отдают в организацию, которую возглавляет мать главы ЧР Аймани Кадырова, от 10 до 50% дохода. Также авторы фильма обвинили фонд, который позиционируется как социальный и благотворительный, в тратах средств на подарки «Ночным волкам», продюсеру Яне Рудковской, актрисе Хилари Суонк, боксеру Майклу Тайсону и другим.
В ГТРК назвали эти обвинения «мифом». Чеченские журналисты настаивают, что средства фонда тратятся только на благотворительные и социальные проекты — по их словам, благие дела фонда «можно перечислять тысячами». «Еще один миф, активно раскрученный в фильме, это система обложения данью, по словам авторов фильма, в Чечне ее платят все — начиная от бизнесменов и заканчивая бюджетниками. Только вот сами учителя и врачи, о такой системе и вовсе не слышали», — говорится в ответе. В подтверждение в сюжете телеканала приводятся интервью с медицинским работником, учителем и продавцом, которые на камеру говорят, что никто у них не удерживает деньги.
Авторы «Открытой России» рассказывали о нарушениях прав человека в Чечне. В частности, в картине показана история бывшего оперуполномоченного ОВД по Заводскому району Грозного Алихана Амедова, жестоко избитого за расследование убийства своего коллеги (в фильме называется фамилия силовика, который якобы причастен к этому). Еще один персонаж картины — переехавший в Финляндию Муса Ломаев, которого, как он сам утверждает, обвинили в терроризме и «забивали как собаку», чтобы «выбить» признания.
В ГТРК сюжеты расценили как постановку. «Рецепт довольно прост — находишь видео, где пытают людей, перемешиваешь со съемками героя, убедительности ради добавляешь фотографии с изуродованным лицом — не забываем о безграничных возможностях фотообработки — и все, замученная жертва готова. Возникает вопрос: почему такие проплаченные персонажи не обжалуют в суде незаконные действия властей? Вероятно, это такая легкая возможность наживы — выехать из республики, сесть перед камерой и рассказать на камеру пару устрашающих историй», — считают в «Грозном».
В фильме «Открытой России» комментарии официальных властей Чечни представлены не были, и на это обращают внимание в ГТРК: «Вообще, главным принципом журналистики является беспристрастность — то есть нужно дать слово каждой из сторон. А в этом фильме — сплошь обвинения и ни одного комментария со стороны республиканских властей», — говорится в заявлении.
Также в Чечне отрицают информацию о 80 тыс. бойцов «армии Кадырова». «Видимо у опального олигарха [основателя «Открытой России» Михаила Ходорковского] не хватило средств, чтоб командировать съемочную группу в ЧР. Может тогда они узнали бы, что количество всех стражей порядка, вместе взятых, не превышает 20 тысяч, цифра 80 тысяч непонятно откуда взялась», — утверждают в ГТРК (орфография и пунктуация сохранены).
«Грозный» также обвинил авторов ленты в передергивании фактов. «К примеру, слова Рамзана Кадырова о том, что в Чечне есть добровольцы, готовые воевать на стороне ополчения, против украинских силовиков. Во-первых, речь шла не о бойцах, а о тех, кто сам изъявил желание, а во-вторых, если нужно для безопасности мирного населения, то не 80 тысяч силовиков, а весь чеченский народ готов встать на защиту — пусть боятся», — говорится в тексте.
«Открытая Россия» пока не отреагировала на встречные обвинения, прозвучавшие на чеченском телевидении.