WSJ раскрыла разногласия после третьего раунда переговоров США и Ирана
США и Иран подошли к третьему раунду переговоров по ядерной сделке, который состоялся накануне в субботу, без единой позиции о том, может ли Тегеран продолжать обогащение урана. Дискуссии завершились серьезными разногласиями и обещанием встретиться снова, пишет The Wall Street Journal (WSJ).
Иран, настаивающий на том, что использует ядерные технологии исключительно в мирных целях, выступает за свое право самостоятельно обогащать уран, отмечает газета. Этот ресурс можно использовать для выработки электроэнергии, однако Иран также мог бы сохранить контроль над тем, что в перспективе позволяет создать ядерное оружие, пишет издание.
Этот вопрос стал главным поводом для разногласий на переговорах США и Ирана, однако есть и другие причины, сообщила WSJ. Одна из них, по ее данным, — требование американской администрации, чтобы будущее соглашение распространялось и на ракетную программу Ирана.
Администрация экс-президента США Барака Обамы (2009–2017) согласилась позволить Ирану продолжить обогащение собственного топлива, что проложило путь к заключению в 2015 году ядерной сделки, напоминает WSJ. Эта договоренность была направлена на ограничение ядерной программы Ирана, в частности потенциальной разработки им ядерного оружия. Соглашение позволяло Тегерану обогащать уран до 3,67% в мирных целях, однако впоследствии этот показатель был существенно повышен, пишет газета.
После того как президент США Дональд Трамп вышел из ядерной сделки во время своего первого срока (2017–2021), Иран активизировал свою ядерную программу и теперь единственный из не обладающих ядерным оружием государств производит уран, обогащенный до 60%, утверждает WSJ. Уровень обогащения можно в короткие сроки довести до 90%, и такой ресурс будет пригоден для изготовления ядерной бомбы, говорится в статье.
Издание напоминает, что 26 апреля, пока шли переговоры Ирана и США, в Шахид-Раджаи, крупнейшем иранском торговом порту, прогремел взрыв. Согласно последним данным, жертвами стали 18 человек, пострадали более 800.
Tasnim передавало, что в порту взорвался топливный резервуар. Однако Национальная иранская компания по переработке и распределению нефти заявила, что взрыв не был связан с нефтеперерабатывающими заводами, топливными резервуарами, распределительным комплексом и нефтепроводами.
Как заявил представитель Агентства по чрезвычайным ситуациям Ирана Хоссейн Зафари, предварительное расследование показало, что причиной аварии стал взрыв или пожар в контейнере с легковоспламеняющимися и химическими материалами. The New York Times писала со ссылкой на источник, связанный с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), что взорвался перхлорат натрия, основной ингредиент твердого топлива для ракет. WSJ пишет со ссылкой на американских чиновников и аналитиков, что за последние два месяца туда было отправлено несколько партий ракетного топлива из Китая.
Изначально Иран выступал против переговоров с США по ядерной сделке. Наиболее принципиальную позицию по этому вопросу занимал верховный лидер республики Али Хаменеи, в то время как президент Масуд Пезешкиан допускал возможность диалога. При этом в случае отказа от заключения сделки Трамп угрожал бомбардировками Ирану, на что Хаменеи обещал «сокрушительный удар». По словам американского президента, переговоры с Ираном продвигаются успешно.
Читайте РБК в Telegram.