Ходорковский встретился в Донецке с олигархами и лидером повстанцев
Экс-владелец ЮКОСа констатировал, что Ахметов и Тарута выходить из состава Украины не хотят, а Владимиру Путину нужно открыть глаза на реальную ситуацию в западном соседе - никаких фашистов-бандеровцев в стране нет.
В Донецке Михаил Ходорковский остановился в отеле "Донбасс-Палас" - желтом здании в стиле ампир с куполообразной зеленой крышей. В час дня Ходорковский вышел из гостиницы в компании политолога Дмитрия Орешкина и журналистки Юлии Латыниной. Их путь лежал к захваченному две с лишним недели назад одиннадцатиэтажному зданию облгосадминистрации.
Толпа, ежедневно собирающаяся возле ОГА, встретила опального олигарха не слишком лояльно: "Убирайся отсюда! Свою страну разворовал, теперь к нам красть приехал!", - кричали в лицо Ходорковскому пенсионерки. Один из бойцов самообороны, плечистый детина в лопающейся на груди тельняшке, заявил: "Вам здесь не рады, мы вас сюда не звали. Уходите сами". Однако, через пять минут после разговора с самым известным экс-политзэком, детина пригласил его внутрь.
Ходорковский отказался: "Время поджимало, - объяснил он впоследствии корреспонденту РБК. - Нужно было идти на другую встречу". Вместо того, чтобы самому зайти в здание ОГА, Ходорковский пригласил в "Донбасс-Палас" главу временного правительства "Донецкой народной республики" Дениса Пушилина.
Фото: РИА Новости
Михаил Ходорковский (второй слева) у здания Донецкой областной государственной администрации. Сторонники федерализации не пустили Ходорковского на территорию ОГА.
Пушилин воспользовался приглашением сразу после очередного митинга в поддержку референдума на площади Ленина, на котором глава правительства ДНР заклинал собравшихся (порядка пяти тысяч человек) "стоять до конца" и ни в коем случае не смотреть "передачи пропагандистских украинских телеканалов".
Пушилин вышел из дверей через час с довольным выражением лица. В сопровождении охранников из "Народного ополчения" он сел в черный джип и уехал в неизвестном направлении. Вслед за Пушилиным из дверей вышел олигарх Ринат Ахметов, а затем - губернатор Донецкой области Сергей Тарута.
Позже Ходорковский так прокомментировал их встречу: "У меня сложилось мнение, что они оба (Ахметов и Тарута) находятся в одинаковой позиции - Донбасс в составе Украины. Они понимают ситуацию, но без позиции гражданского общества их маневры ограничены. Ясно одно: киевский спецназ в Донбассе невозможен".
Отвечая на вопрос корреспондента РБК о Денисе Пушилине, Ходорковский назвал его "уважаемым человеком". Опальный олигарх был рад, что Пушилин согласился прийти к нему на встречу: "Я благодарен за этот конструктивизм. Это значит, что люди в принципе хотят, чтобы их понимали. Люди хотят какого-то диалога".
В три часа дня в арт-центре "Изоляция" началась встреча Ходорковского с представителями общественных движений Донецка и журналистами. Первые спрашивали его, как он относится к позиции Путина по Украине. Бывший глава ЮКОСа отвечал, что считает ее неприемлемой. Когда же его спросили, действительно ли все в России считают, что в Донбасс "стоит ввести российские войска", Ходорковский ответил: "Это не так. Позиция большинства россиян по этому вопросу должна являться ключевой для президента Путина. Он должен увидеть реальную позицию общества. На сегодняшний день он уверен, что есть фашисты-бандеровцы и есть общество, которое ждет российские войска. Никакой иной позиции пока не видно".
В России, по его мнению, "происходит своеобразное освещение событий на Украине", с которым "нужно что-то делать". Свою собственную позицию в отношении последних украинских событий Ходорковский обозначил следующим образом: "Я все увидел собственными глазами. Сделал то, что мог сделать. Привез сюда на конгресс сто пятьдесят знаковых для России людей. Но не нужно полагать, что кто-то решит эту проблему за вас (украинцев). Я все-таки гражданин России. Все, что я делаю, я делаю на благо России, как я его понимаю".
Фото: AP
Встреча Михаила Ходорковского с представителями общественных движений Донецка и журналистами в арт-центре "Изоляция"
Затем представителей донецкой общественности сменили журналисты: на вопрос об отношении к захвату представителей ОБСЕ в Славянске бывший политзэк ответил, что "крайне негативно" относится к захвату: "Я сталкивался с этим во время чеченских войн у нас, в России, и отношусь к этому совершенно отвратительно. Если это действительно заложники, и если для освобождения выдвигаются какие-то политические требования, то мне кажется, что это со всех сторон морально нехорошо". Тем не менее Ходорковский уточнил, что нужно понять, кого именно захватили: "Если это военнослужащие, то это несколько другой разговор. Если мы имеем дело с гражданскими людьми, то это вещь абсолютно неприемлемая".
Возможные санкции со стороны США в отношении членов российского правительства опальный олигарх назвал не слишком действенной мерой: "В краткосрочной перспективе санкции не являются тем, что может остановить президента Путина от принятия того или иного решения. В долгосрочной перспективе они, конечно, окажут несомненное влияние на российскую экономику. Об этом президенту говорили разные политологи, но он, на мой взгляд, к этому серьезно не относится".
После этих слов Антон Дрель, адвокат Ходорковского, пробормотал: "Как бы на Михаила Борисовича новое уголовное дело не завели, вы только послушайте, что он говорит".
Но бывший подзащитный Дреля не останавливался: "Я был очень рад побывать в Украине. Здесь я себя чувствую как дома, а дома я уже четыре месяца не был, а до этого - десять лет фактически. Мне очень нравится то ощущение свободы, которое здесь есть. Его, несмотря ни на что, ощущает человек, который прожил столько лет в сильно авторитарном, а теперь уже - тоталитарном государстве. Я получил лучшее представление о том, что сейчас происходит на Украине: фашистов и бандеровцев в Киеве на улицах не видно. Все люди, с которыми я разговаривал - из числа политиков и исполнительной власти - являются абсолютно вменяемыми, они готовы к нормальному разговору. Даже здесь, в Донбассе, ситуация совсем другая - в отличие от той, которая проецируется наружу".
Светлана Рейтер из Донецка