Как результат выборов в Болгарии повлияет на отношения страны с Россией
Внеочередные парламентские выборы прошли в Болгарии 26 марта. По предварительным результатам, победила партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) бывшего премьер-министра Бойко Борисова.
По данным ЦИКа, за ГЕРБ проголосовали 32,66% избирателей. Второе место получила Болгарская социалистическая партия (БСП), которую поддержали 27,19% проголосовавших. В парламент также прошли: коалиция «Объединенные патриоты» (9,07%), «Движение за права и свободы» (8,99%), партия «Воля» (4,15%). Выборы должны были состояться в 2018 году, однако в ноябре прошлого года Борисов, возглавлявший правительство с перерывами с 2009 года, подал в отставку. Это случилось после того, как член ГЕРБ Цецка Цачева проиграла на выборах президента Румену Радеву, которого поддерживали социалисты.
ГЕРБ займет в парламенте 97 из 240 мест. Этого недостаточно для того, чтобы в одиночку сформировать правительство. Однако на пресс-конференции 27 марта Борисов выразил уверенность, что найдет партнеров для создания коалиции.
Болгарские качели
Воскресные выборы стали четвертыми подряд парламентскими выборами, на которых ГЕРБ получила наибольшее число голосов. Борисов впервые сформировал правительство в 2009 году. До этого у власти с 2005 по 2009 год находились социалисты. Во время правления социалистов Россия и Болгария договорились о реализации нескольких крупных проектов, но правительство Борисова отменило или заморозило их. Так, в 2008 году Болгария присоединилась к российскому газопроводному проекту «Южный поток». Однако в 2010 году кабинет Борисова подписал соглашение о строительстве болгарского участка газопровода Nabucco (конкурента «Южного потока»), а впоследствии, в 2014 году, и вовсе вышло из соглашения по «Южному потоку». При Борисове, в 2012 году, Болгария отказалась и от совместного проекта по строительству АЭС «Белене», который был согласован в 2006 году. Борисов тогда заявил, что для продолжения строительства Болгарии придется потратить еще €10 млрд, а страна не может себе этого позволить. В 2016 году странам удалось урегулировать вопрос задолженности перед российской компанией «Атомстройэкспорт»: согласно договору Болгария выплатит €620 млн.
Социалистам удалось вернуться к власти на краткий период с мая 2013 года по август 2014-го. Хотя на выборах 2013 года ГЕРБ пришла первой, сформировать правительство ей не удалось, правящую коалицию возглавили социалисты. За год работы премьер-социалист Пламен Орешарски успел провести национальный референдум о судьбе АЭС «Белене»: большинство жителей высказались "за" продолжение строительства.
Особенность отношений между Россией и Болгарией состоит в том, что у России традиционно довольно неплохие контакты с Социалистической партией и традиционно сложные отношения с ГЕРБ, констатирует заведующий сектора исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. Когда к власти приходили социалисты, начинались различные крупные совместные проекты, которые потом сворачивались проевропейским правительством, указывает он.
Хуже некуда
Во время предвыборной кампании Борисов, тем не менее, выступал за развитие деловых связей с Россией, хотя активно на «российcком поле» играла Социалистическая партия. В частности, лидер социалистов Корнелия Нинова обещала, что в случае победы ее правительство наложит вето при голосовании о продлении санкций ЕС в отношении России. Борисов таких обещаний не давал.
На выборах социалистам удалось укрепить позиции: в 2014 году за них проголосовали на 10% меньше избирателей, однако права на формирование правительства партия не получила. Нинова заявила, что в коалицию с ГЕРБ вступать не будет, но готова сформировать правительство, если соперникам это не удастся сделать.
ГЕРБ сможет сформировать коалиционное правительство, однако насколько оно сможет эффективно работать, пока сказать сложно, рассуждает старший научный сотрудник Института экономики РАН Татьяна Валева. Партии Борисова вряд ли удастся сформировать коалицию, не согласен старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. У ГЕРБ только два варианта для заключения коалиционного соглашения: с протурецкой партией «Движение за права и свободы» или с коалицией «Объединенные патриоты», говорит он. Учитывая кризис в отношениях Евросоюза с Турцией, маловероятно, что ГЕРБ привлечет к формированию правительства «Движение за права и свободы», а «Объединенные патриоты» вряд ли будут рассматриваться как возможные партнеры, так как придерживаются националистических взглядов, объясняет Искендеров. Эксперт не исключает, что через пару месяцев в Болгарии пройдут повторные выборы.
После присоединения Крыма к России ГЕРБ заняла довольно жесткую антироссийскую позицию, российско-болгарские отношения достигли наибольшего охлаждения за последние 20 лет, и сейчас обе стороны заинтересованы если и не кардинально улучшить, то нормализовать их и попытаться наладить сотрудничество хотя бы в каких-то областях, говорит Квашнин. Болгария, по его словам, заинтересована в увеличении турпотока из России, она по-прежнему зависит от российских поставок газа, поэтому потенциал для развития отношений сохраняется.
Если ГЕРБ удастся сформировать коалицию, она будет действовать в соответствии с интересами и обещаниями своей партии, в которых усиление связей с Москвой не является приоритетным, говорит Искендеров. Платформы ГЕРБ и социалистов слишком разные, Борисов не будет перенимать никакие элементы программы соперника, в том числе курс на сближение с Россией, уверен эксперт.
Фактор президента
В конце 2016 года граждане Болгарии избрали президентом Румена Радева. На выборах его поддержали социалисты, а газета The Wall Street Journal со ссылкой на пятерых действующих и бывших болгарских чиновников написала, что во время президентской кампании Россия направила Болгарской социалистической партии 30-страничный «секретный стратегический документ» с рекомендациями, которые могли бы помочь Радеву одержать победу на выборах. Издание сообщало, что Служба безопасности Болгарии перехватила досье, в котором, якобы, политикам рекомендовалось использовать недостоверные факты в новостях, а также распространять искаженные данные социологических опросов.
ГЕРБ называла Радева «пророссийским кандидатом», поскольку он заявлял о планах улучшить отношения с Москвой и выступал за снятие с России санкций Евросоюза. Несмотря на обвинения во время президентской кампании, противостояния правительства Борисова с президентом не будет, так как Радев также является сторонником углубления отношений с Европой, говорит эксперт Велева.
Радев выступал с примирительных позиций в отношениях с Москвой. Учитывая поддержку, которую оказали президенту граждане на выборах, он сможет использовать свое влияние и противостоять возможному продолжению курса ГЕРБ на ухудшение связей с Россией, полагает Петр Искендеров.