В Россию за обменом: почему Кремль допустил передачу Савченко Украине
Теоретическая возможность
Кремль впервые официально допустил возможность обмена осужденной российским судом украинской летчицы Надежды Савченко на находящихся под судом в Киеве российских граждан Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которых Киев называет «бойцами ГРУ». Заявление об этом сделал руководитель администрации президента Сергей Иванов, отвечая на вопрос журналистов. «Что касается теоретически возможного обмена — теоретически это возможно», — сказал 25 марта Иванов, находящийся с официальным визитом в Пекине (цитата по ТАСС).
Его заявление прозвучало на следующий день после переговоров госсекретаря США Джона Керри с российским президентом Владимиром Путиным. По итогам переговорного дня, состоявшегося 24 марта, Керри сообщил, что поднял вопрос освобождения Савченко «по гуманитарным причинам». Путин, по словам Керри, «дал понять, что это вопрос, которым в определенный момент мы сможем заняться». Министр иностранных дел Сергей Лавров в ответ заявил, что Керри получил «ответ, который известен всем».
После заявления Иванова украинские политики и официальные лица заговорили о вопросе Савченко как о решенном. «По нашей информации, есть решение о том, что она будет передана Украине или в обмен, или она может быть передана Украине по международным правовым документам для отбывания наказания в Украине», — заявила 26 марта в эфире телешоу «Шустер.Life» Юлия Тимошенко, лидер партии «Батькивщина», от которой Савченко была выбрана депутатом парламента. Посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил в эфире «Дождя», что Савченко могут выдать Украине до начала лета.
Адвокат Савченко Илья Новиков заявил, что, по его сведениям, переговоры Керри по Савченко прошли успешно. По его данным, российское руководство может в течение одной-двух недель определиться с тем, как и когда будет передана Савченко.
Как и когда
Обмен возможен при полном соблюдении российского законодательства, а решение об этом может принять только президент России, назвал условия обмена Иванов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что никаких решений президент еще не принимал.
Минюст России еще в октябре 2015 года называл законодательные основания для обмена Савченко. В пресс-службе ведомства сослались на ст.471 УПК РФ и подчеркнули, что обмен возможен только после вынесения приговора и в случае, если украинская сторона с этим приговором будет согласна. После вынесения приговора президент Украины Петр Порошенко заявил, что Украина никогда не признает этот приговор.
Ходатайствовать о передаче Савченко могут ее адвокаты или представители правительства Украины, рассказывает РБК адвокат Владимир Постанюк. «С точки зрения закона они могут просить о том, чтобы Савченко отбывала наказание дома», — добавляет он.
Украинские власти не обращались с просьбой о выдаче осужденной, говорилось в сообщении пресс-службы Минюста России после вынесения приговора. В случае поступления такой просьбы она будет рассмотрена «в соответствии с положениями Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Согласно этой конвенции, Минюст Украины должен в письменном виде подать запрос российскому ведомству.
По словам адвоката Виктора Буборина, защищавшего осужденного за намерение продажи оружия россиянина Виктора Бута, российское законодательство не содержит прописанной процедуры обмена, несмотря на то что ранее обмены осужденными проводились. Адвокат отмечает, что обмениваемые лица должны находиться в одном процессуальном статусе. «Савченко осуждена, значит, тот, на кого ее будут менять, тоже должен быть осужден. Оба приговора должны вступить в законную силу», — объясняет Буборин. Александров и Еврофеев, на которых теоретически могут обменять Савченко, еще не осуждены.
Решение об обмене — прерогатива исключительно Путина, согласны с официальными лицами Постанюк и Буборин. «Это только президентское решение как главы исполнительной власти», — отмечает Буборин.
Риторическое потепление
Керри приехал не для того, чтобы «давить на Путина по поводу Савченко», заявил в субботу Песков в интервью телеканалу ТВЦ. Тема Савченко «не стояла во главе угла» переговоров, хоть вопрос поднимался и в ходе разговора с Керри, и при общении Путина с министром иностранных дел Германии Франк-Вальтером Штайнмайером, заявил он.
Двумя центральными темами переговоров Керри в Москве должны стать Сирия и Украина, анонсировал за день до начала визита высокопоставленный чиновник американской администрации.
Стороны договорились продолжить координацию действий в Сирии для закрепления режима прекращения боев, не допускать неизбирательного применения оружия, продолжить усилия по обеспечению доступа гуманитарной помощи во все районы страны. Также Россия и США договорились призвать всех участников сирийского конфликта освободить пленников, активизировать усилия для создания условий для политического урегулирования. По словам Керри, уже к августу в Сирии должны быть созданы «основы для политического перехода и проект новой конституции».
Одновременно у Москвы и Вашингтона остаются расхождения по практической реализации минских соглашений, сказал по итогам переговоров Лавров. Керри подчеркнул, что только полное выполнение минских соглашений, в том числе и передача под украинский контроль всей границы с Россией, приведет к снятию санкций с Москвы. Обмен украинской военнослужащей не имеет отношения к выполнению минских соглашений, поскольку Россия не является стороной конфликта, заявил в пятницу Иванов.
Подводя итоги переговоров, Лавров отметил, что начались они «с подробного разговора о наших двусторонних отношениях». Завершился этот разговор тем, что стороны условились «наладить регулярный обзор отношений с целью поиска взаимоприемлемых решений».
В отношениях между Россией и США в последнее время изменилась тональность диалога, на уровне риторики произошло потепление, заметил генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Керри говорил о том, что США сейчас лучше понимают российскую позицию по Сирии, а Путин рассказал, что без поддержки США и лично президента Барака Обамы в Сирии не удалось бы добиться прогресса.
Вопрос о восстановлении отношений в полном объеме сейчас не стоит, настоящий стратегический диалог между странами будет возможен только после прихода к власти в США новой администрации, однако сейчас Москва и Вашингтон демонстрируют понимание и согласие с тем, что нужно начать хотя бы с восстановления контактов, говорит Кортунов.