Военные США назвали приоритетом сдерживание «российской агрессии»
«Участие России в некоторых совместных мероприятиях по борьбе с терроризмом и оборотом наркотиков сейчас заслоняется тем фактом, что Россия не уважает суверенитет своих соседей в Европе и нарушает ряд соглашений», — отмечается в стратегии. «Поскольку российская агрессия угрожает союзникам и партнерам НАТО в Европе, EUCOM является главной силой Минобороны США для сдерживания дальнейших действий России по дестабилизации региональной безопасности». В стратегии отмечается, что EUCOM будет принимать участие в военных учениях в регионе: «Наши союзники и партнеры в ряде регионов на протяжении длительного времени сталкиваются с российскими вызовами, так что это глобальный вызов, который требует глобального ответа».
В числе транснациональных угроз, которым должно противостоять EUCOM, названы вооруженный экстремизм, киберпреступность, производство оружия массового поражения, а также инфекционные заболевания.
В новой российской стратегии национальной безопасности, которую в конце декабря утвердил президент Владимир Путин, говорится об угрозе со стороны НАТО, отмечается «наращивание силового потенциала» альянса, а также наделение сил НАТО глобальными функциями, которые, по мнению Москвы, реализуются с нарушениями международного права. В НАТО назвали претензии со стороны России необоснованными.
В начале 2016 года заявления Москвы и Брюсселя продолжали носить обостряющий характер. Минобороны России объявило о создании четырех новых дивизий на западных и центральных направлениях в ответ на крупные учения НАТО у российских рубежей. Высокопоставленный генерал НАТО Петр Павел, который возглавляет в альянсе военный комитет, заявлял, что российская сторона не демонстрирует желания идти навстречу попыткам НАТО возобновить контракты между военными альянса и России. По его мнению, в отношениях с Россией альянсу нужна «комбинация устрашения и желания вести диалог».
Летом 2015 года НАТО провело крупнейшие учения своих войск в непосредственной близости от границ России — на территории Польши и балтийских стран. В учениях под названием Saber Strike приняли участие 11 тыс. солдат альянса, 40 самолетов, в том числе бомбардировщики B-52, а также 500 единиц военной техники, в том числе танки Т-72, Leopard 2A5 и M1 Abrams.