Отчет по Ираку в Совете безопасности ООН: за и против
Представление отчета начал Ханс Бликс. Он заявил, что Ирак сотрудничает с международными инспекторами в ряде сфер, однако еще не в полной мере способствует усилиям по обеспечению разоружения, в частности, "неискренне" принял условия разоружения. Так, Багдад отказался гарантировать безопасный пролет над своей территорией разведывательных самолетов U-2, призванных оказывать помощь инспекторам. По словам Бликса, не достаточно того, что Ирак открыл двери, ему необходимо приложить больше усилий.
Говоря о сроках, глава комиссии ООН отметил, что разделяет "чувство срочности" в проведении разоружения "в приемлемый период времени". Он подчеркнул, что пока три вопроса остаются без ответа: сколько запрещенных оружейных материалов остались незадекларированными и остаются не уничтоженными со времен войны в Персидском заливе (1991 год) и, возможно, произведенными позже; что было незаконно произведено; как в будущем мир может предотвратить появление любого оружия массового уничтожения. Ханс Бликс заметил, что декларация Ирака, представленная на 12 тыс. страницах, содержит мало нового по сравнению с ранее переданными материалами. Единственное исключение представляет документ по военно-воздушным силам. В нем указывается, что Ирак не смог уничтожить около 6 тыс. химических ракет. "Обнаружение ракет показывает, что Ираку необходимо приложить больше усилий, чтобы доказать, что его декларация точна", - отметил Бликс.
По его словам, эксперты также обнаружили запасы горчичного газа, выявленного в предыдущие инспекции. "К сожалению, на 12 тыс. страницах декларации, большинство из которых представляют собой повтор ранее предоставленных документов, не содержится новых свидетельств, которые проясняют вопросы или сокращают их число", - отметил Бликс.
Что касается запасов нервно-паралитического газа VX, которым, как предполагают, вооружился Ирак, то Ханс Бликс отметил, что Багдад не дал удовлетворительного ответа о судьбе запасов этого вещества. Глава комиссии ООН также заявил, что Ирак не предоставил убедительных свидетельств уничтожения запасов бактерий сибирской язвы. В то же время, "в области ракет и биотехнологий декларация содержит новые материалы и информацию с 1998 года и по настоящее время". Ханс Бликс специально не просил дополнительного времени для проверок, однако дал понять, что инспекторы продолжают работать, и новая группа экспертов приступила на этой неделе к учебе в Вене.
Правда, мнения главы комиссии ООН по разоружению, контролю и инспекциям и гендиректора Международного агентства по атомной энергии разошлись. Выступавший после Ханса Бликса гендиректор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи сообщил Совету безопасности, что в ходе инспекций не было найдено признаков запрещенной деятельности на иракских объектах. По словам Эль-Барадеи, доказательств возобновления Ираком программы по созданию ядерного оружия также нет. Гендиректор МАГАТЭ обратился к Совету безопасности с просьбой продлить инспекции в Ираке еще на несколько месяцев.
Первые отклики политиков на представленный доклад последовали незамедлительно. Так, посол США в ООН Джон Негропонте заявил, что не услышал от инспекторов ничего, что "давало бы надежду на добровольное разоружение Ирака" и отодвигало бы необходимость предпринимать военную акцию. А министр иностранных дел Великобритании Джек Стро выразил мнение, что президент Ирака Саддам Хусейн "изготовил шараду для инспекций". По словам главы британского МИД, доклад инспекторов "ясно свидетельствует о том, что Саддам Хусейн не заинтересован в эффективном сотрудничестве, он занимается утаиванием". Джек Стро считает, что нынешняя резолюция ООН, разрешающая проведение инспекций, "была и есть последняя уступка" Хусейну.
Однако не все постоянные члены Совета безопасности, обладающие правом вето, согласны с Соединенными Штатами. "Работа еще не завершена. Мы разделяем точку зрения, что многие процессы еще не выполнены и для этого необходимо больше времени", - сказал заместитель посла Китая в ООН Чжан Юи шань В свою очередь, посол России в ООН Сергей Лавров заявил, что Москва выступает за продолжение инспекций в Ираке.