ПАСЕ проголосовала против ограничения полномочий российской делегации
Парламентская ассамблея Совета Европы 26 июня без поправок приняла резолюцию, которая окончательно позволит России вернуться к работе. «За» проголосовали 116 депутатов, «против» — 62, передает корреспондент РБК из Страсбурга.
В рамках обсуждения документа члены ассамблеи также проголосовали против 19 поправок к нему, которые могли бы ограничить права российской делегации, принята была только одна — техническая.
Противники и сторонники принятия ограничений в отношении России использовали практически те же аргументы, что и на сессии в понедельник, когда ПАСЕ голосовала за восстановление России в правах. Ключевой аргумент противников ограничений был таков: будет очень трудно защищать россиян в Европейском суде по правам человека, если Россия покинет Совет Европы.
В ходе дебатов выступили и российские депутаты — впервые за последние пять лет. «Я буду говорить по-русски, потому что в этом зале многие даже не знают, как выглядят депутаты из России», — начал свою речь глава российской делегации в ПАСЕ вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Он отметил, что верховенство права — неотъемлемая ценность для России. По его словам, Россия готова участвовать в работе ассамблеи, но только на равных правах. Участие в работе ПАСЕ он охарактеризовал как «протянутую руку России Европе». «Если вы готовы принять эту руку и дальше обсуждать существенные проблемы вместе, мы здесь. Если вы отвергните эту руку, мы уйдем. Но никогда и ни у кого не возникнет права давать уроки России, потому что мы не ученики в школе, чтобы делать какие-то домашние задания», — сказал он.
Если бы члены ассамблеи на голосовании приняли к резолюции хоть одну из поправок, вводящую ограничения, Россия покинула бы ассамблею, заявил он РБК за полчаса до начала голосования.
Кто был против
Сторонники введения ограничений настаивали: присутствие России в ПАСЕ не гарантирует соблюдения Россией прав своих граждан. «Российская проблема — это моральная проблема, — заявил один из противников восстановления России в правах, литовский депутат Эгидиюс Варейкис. — Вы думаете, так решается проблема прав человека в Европе, с помощью кнопочек (имеются в виду кнопки для голосования. — РБК)?» «Я слышу, что нам нужна Россия, чтобы была представлена вся Европа. Совет Европы — это география, но моральные институты — это нечто другое, — продолжил он. — Мои дорогие русские друзья, будет ли больше прав у человека в Чечне, будут ли свободны украинские моряки, будут ли соблюдены права крымских татар, если Россия вернется в ПАСЕ? Если нет, то мы укрепляем совет не морально, а просто расширяем его географически».
«Я тщательно слушал выступающих и сделал записи по шести выступлениям — представителей России, — завершил дебаты автор резолюции британский депутат Роджер Гейл. — Я не услышал в них упоминания о нарушении морского права в отношении 24 моряков, упоминания о гибели боинга MH17, я не услышал упоминания ЛГБТИ в Чечне и других частях страны. Я не услышал о том, как расследуется убийство Бориса Немцова <...> Ни один из наших коллег не затронул эти вопросы по существу».
Гейл также заявил, что ПАСЕ продает свои принципы, только потому что у организации заканчиваются средства. Долг России перед ПАСЕ за два года неуплаты взносов составляет около €70 млн. Ранее Толстой заявил РБК, что, если полномочия делегации подтвердят, Россия внесет взнос за 2019 год. Член российской делегации в ПАСЕ Сергей Кисляк сказал РБК, что Россия собирается выплатить и долг за два года неуплаты — постепенно или единоразовым платежом.
Представленная мониторинговым комитетом ПАСЕ резолюция не содержала конкретных предложений о санкциях — только призывы, однако в ней есть ссылки на другие резолюции, принятые в 2014–2015 годах, согласно которым в отношении России вводились ограничения на работу внутри ПАСЕ, рассказал за несколько часов до голосования РБК член мониторингового комитета, представитель Украины Сергей Соболев, — например, на резолюции 1990, 2034 и 2063. Постпред России при Совете Европы Иван Солтановский заявил РБК, что требования, изложенные в резолюции, ни к чему Россию не обязывают.
После того, как члены ПАСЕ не стали ограничивать права российской делегации, украинская в знак протеста покинула зал заседаний.
К чему призывают Россию:
- выполнить все рекомендации, включенные в резолюции 1990, 2034 и 2063 (речь в них идет, в частности, о возвращении Крыма и выполнении минских соглашений);
- вернуться к сотрудничеству с мониторинговым комитетом и всеми другими комитетами ассамблеи;
- освободить 24 украинских моряка, задержанных в Керченском проливе по обвинению в незаконном пересечении границы России;
- немедленно выплатить все взносы, «причитающиеся в бюджет Совета Европы»;
- «безусловно и в полной мере сотрудничать с совместной следственной группой и голландской прокуратурой в привлечении к ответственности виновных в крушении MH17 Malaysia Airlines»;
- «принять эффективные меры, направленные на предотвращение нарушений прав лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов (ЛГБТИ), в частности, в Чеченской Республике»;
- «полностью сотрудничать с международным сообществом в расследовании убийства Бориса Немцова».