Правительство удовлетворит бизнес на 95%
Напомним, В. Путин заявил, что налоговые органы не вправе терроризировать бизнес: «Мы должны найти такой способ выплаты налоговой задолженности прошлых лет, который бы обеспечивал интересы государства, не разрушая экономики и бизнеса. Приоритетом же в работе фискальных органов должна стать их деятельность по проверке соблюдения налогового законодательства, а не по выполнению своеобразного плана по сбору налогов».
Комментируя президентское послание, Михаил Фрадков возложил на Минфин ответственность за решение ряда задач, обозначенных Владимиром Путиным. Теперь правительство собирается формировать финансовый план и бюджет на три года в увязке с целями социально-экономического развития и построения подлинно демократического общества. Фрадков призвал коллег взглянуть на итоги деятельности за прошедший год и «четко сформулировать задачи на перспективу», учитывая создавшиеся реалии.
Затем премьер-министр другими словами, но в направлении, указанном президентом, продолжил критику налоговых органов. Налоговое администрирование должно быть не «кнутом против бизнеса», а инструментом достижения честной конкуренции. По мнению Фрадкова, «отношения государства с бизнесом требуют поиска точки равновесия, и центр ответственности в этой сфере лежит в налоговой политике. Эта политика является инструментом, позволяющим государству распределять потоки капитала, стимулировать деловую активность и определять внутренний инвестиционный климат». В то же время, уверен премьер, основным критерием всех налоговых новаций является развитие экономики. Компенсация выпадающих доходов бюджета должна происходить в том числе за счет повышения дисциплины налогоплательщиков. Премьер обратил внимание на необходимость «увязывать возможности налогового администрирования с налоговыми новациями». В противном случае, по его словам, «налоговое стимулирование превращается в налоговые дыры», а «недобросовестность как средство конкуренции развращает бизнес». В подобных «джунглях» успеха добиваются лишь те, кто наиболее виртуозно уходит от налогов, в результате чего проигрывает вся экономика.
В свою очередь куратор налоговой службы Алексей Кудрин (в соответствии с пожеланиями президента) пообещал, что Минфин не будет ставить перед Федеральной налоговой службой плановых задач по досбору налогов, поскольку это не является ее основной задачей. Правда, Минфин, в рамках утверждения закона о федеральном бюджете намерен продолжать прогнозировать объем доходов по всем источникам, в том числе налоговым.
Минфин также предлагает утвердить единый стандарт налогового обслуживания, где будут названы конкретные сроки совершения фискальными органами всех процедур, возникающих в работе с налогоплательщиками. Кроме того, предлагается создать в ФНС самостоятельное подразделение для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок. Таким образом, в случае значительных дополнительных начислений налогов по результатам выездных проверок принятие решения по акту проверки должно быть санкционировано вышестоящим налоговым органом.
В своем обращении к обеим палатам парламента президент отметил, что необходимо выработать механизмы для реструктуризации крупной налоговой задолженности так, чтобы государство не пострадало и бизнес «не стал в тупик». Именно из-за отсутствия такого механизма полгода назад ЮКОСу было отказано в реструктуризации долгов. Сегодня Алексей Кудрин сообщил, что в самое ближайшее время Минфин подготовит предложения по срокам реструктуризации налоговой задолженности без ограничения сумм.
По словам Алексея Кудрина внесенные сегодня в правительство предложения будут удовлетворять бизнес на 95%. На днях состоялась очередная встреча с представителями деловых кругов, где обсуждались эти предложения. Вместе с тем, министр отметил, что всегда есть случаи, когда бизнес не удовлетворен жесткостью проверок. Поэтому консультации будут продолжены с депутатами и членами кабинета министров. В свою очередь, Фрадков считает, что ожидаемый результат во многом зависит от того, насколько «прозрачным и добросовестным» будет бизнес. «Путь к снятию налоговых претензий мы должны пройти вместе», - заключил он.
Далее Михаил Фрадков, выступая перед коллегами и продолжая четко следовать тексту вчерашнего президентского послания, с головой окунулся в «социалку». «Хотел бы уделить особое внимание повышению заработной платы бюджетников в полтора раза в реальном выражении к 2008 году. Это важная задача, но не исчерпывающая всех проблем в этой сфере». С этим трудно не согласиться. Ведь, по словам министра экономического развития Германа Грефа, в последние годы ключевой проблемой правительства было то, что в лучшем случае оно исполняло провозглашаемые планы на 35-40%. Так, например, в настоящее время отметил Греф, объем финансирования реформ здравоохранения и образования в 2-2,5 раза меньше необходимого уровня.
В общем, очевидно, что правительство Фрадкова, как никакое другое правительство, умеет с завидной реакцией боксера-профессионала отвечать на критику президента и возлагать на себя заведомо трудновыполнимые задачи, такие как удвоение ВВП и увеличение зарплаты бюджетникам. В итоге, как уже не раз говорили эксперты, и, кстати, отмечал сам Владимир Путин, происходит топтание на месте, за которым следуют новые и новые обещания.
В психологическом исследовании Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» среди множества игровых сценариев есть и такой: «я так старался, но у меня ничего не получилось». Иногда складывается такое впечатление, что правительство Михаила Фрадкова играет именно в эту игру.