Россия привлекла свидетеля по первому «делу ЮКОСа» к процессу в США
В суде округа Колумбия, где идет процесс по иску экс-акционеров ЮКОСа о выплате $50 млрд компенсации российскими властями, были даны письменные показания свидетеля обвинения по первому делу против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Как узнал «Коммерсантъ», бывший исполнительный директор совместного предприятия «Рашшин Траст энд Трейд» (РТТ) Гитас Повило Анилионис заявил, что акционеры, судившиеся в Гаагском арбитраже, являются не инвесторами, а лишь номинально владели акциями нефтяной компании.
Накануне стало известно о том, что Следственный комитет России начал собирать доказательства незаконного приобретения ЮКОСа его акционерами. По словам официального представителя ведомства, Михаил Ходорковский не заплатил за покупку акций «ни копейки».
Согласно описанной Маркиным схеме, в 1995 году при приватизации ЮКОСа команда Ходорковского для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе представила «фактически принадлежащие ему ЗАО «Лагуна» и ЗАО «Реагент», обманывая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами». Маркин заявил, что на аукционе победила «Лагуна», однако для сделки использовались средства банка МЕНАТЕП, основным источником которых были деньги вкладчиков. «Таким образом, акции были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, то есть фактически похищены», — заявил представитель СКР.
Как пишет «Коммерсантъ», Анилионис сообщил, что РТТ было создано банком МЕНАТЕП и швейцарской компанией Menatep для организации и регистрации фирм, которые должны были участвовать в приватизации. Сеть компании, по его словам, составляла 50–500 российских юрлиц и примерно 100–120 фирм в офшорах, которые не вели деятельности и использовались для держания активов, кредитов и прибыли ЮКОСа и других холдингов группы.
Анилионис отметил, что именно РТТ создало «Лагуну» и «Реагент», участвовавших в залоговом аукционе на акции ЮКОСа. Офшоры, с его точки зрения, были необходимы для того, чтобы скрыть реальных владельцев компаний и других активов, полученных МЕНАТЕПом.
В показаниях Анилиониса, пишет «Коммерсантъ», также приведена схема передачи акций ЮКОСа с 1996 по 2000 год. Свидетель уточнил, что это происходило в три этапа. Сначала 33% были переданы в ЗАО «ЮКОС-Траст» (позднее переименована в «ЮКОС-Юниверсал»). Потом в эту же компанию через ЗАО «Монблан» были переданы и 45% акций ЮКОСа. В 1998 году акции компании передали компании «ЭмКьюДи» с Британских Виргинских островов, а затем пяти офшорным компаниям. При этом Анилионис подчеркивает, что «в практическом плане акции на самом деле принадлежали и были под контролем господ Ходорковского и Лебедева», так как, несмотря на передачу акций, они, по сути, контролировались РТТ.