Марш памяти Немцова прошел под лозунгами об Украине и Сирии
Сбор участников акции памяти убитого в феврале 2015 года политика Бориса Немцова был запланирован на 13:00 воскресенья. Но участники шествия стали подтягиваться к Пушкинской площади и Страстному бульвару за час до этого. Для прохода к месту старта колонн полиция еще утром установила 27 рамок-металлодетекторов, из них четыре — для прохода людей с флагами.
Проход к месту начала акции прошел почти без конфликтов, если не считать нескольких споров полицейских с участниками шествия, которые хотели пронести с собой украинские флаги.
Участники акции принесли российские триколоры, флаги движения «Солидарность», партии ПАРНАС и Партии прогресса и таблички с цитатами Немцова. В середине расположившейся на Страстном бульваре колонны активисты во главе с адвокатами Николаем Полозовым и Марком Фейгиным, которые защищали помилованную в итоге Надежду Савченко, развернули транспарант «Прекратите репрессии в Крыму! Свободу украинским политзаключенным!». Некоторые из участников митинга пришли с плакатами против российской операции в Сирии (с лозунгом «Сирия — второй Афган»), но большинство плакатов было посвящено традиционным оппозиционным темам (лозунги — «Россия без Путина» и «Свободу политзаключенным»).
Возглавили шествие оппозиционные политики Михаил Касьянов, Геннадий Гудков, Эмилия Слабунова, Сергей Митрохин и Григорий Явлинский. Алексей Навальный встал в колонне вместе со сторонниками своей Партии прогресса.
Организаторы раздавали всем желающим российские трехцветные флаги и значки с надписью «Немцов мост». При этом ответить на вопрос о том, сколько именно денег было потрачено на агитматериалы для марша, они не смогли. «Не мы считаем, оргкомитет считает», — заявила одна из организаторов корреспонденту РБК.
Одна из целей марша, как рассказал РБК член его оргкомитета Илья Яшин, — добиться более серьезного расследования по делу об убийстве Немцова. По делу, уверен Яшин, должны быть допрошены замкомандира батальона внутренних войск России «Север» Руслан Геремеев, командир того же батальона Алибек Делимханов и его брат, депутат Госдумы и «правая рука» чеченского лидера Адам Делимханов. «Рамзан Кадыров должен быть также допрошен, — заявил Яшин. — Нужно проверить его связи в Кремле: в частности, должны быть допрошены глава Росгвардии [Виктор] Золотов и Владислав Сурков (ранее занимал должность первого замруководителя президентской администрации, курирующего внутреннюю политику, сейчас Сурков курирует управление президента по СНГ. — РБК), а может, и более высокопоставленные российские политики».
Планировалось, что марш начнется в 14:00, но в 14:15 колонна все еще не двигалась с места. «У нас полиция забрала транспарант «Путин — это война», — пояснил РБК один из организаторов. — Пока не отдадут, не пойдем». В ответ толпа начала скандировать: «Путин — это война» и «Россия без Путина», но скандирование вскоре прекратилось: неизвестный сзади облил зеленкой Касьянова, стоявшего во главе колонны. Полицейские задержали неизвестного, и шествие стартовало.
Толпа прошла единой колонной (в прошлом году колонн в начале марша было две) по Страстному, Петровскому, Рождественскому и Сретенскому бульварам. Дважды колонна останавливалась, скандируя: «Вор не должен сидеть в Кремле, вор должен сидеть в тюрьме» и «Путин в Кремле — Россия в петле».
Марш завершился в районе 15:40 на Тургеневской площади. После этого организаторы акции и некоторые из ее участников отправились на Москворецкий мост, к месту убийства Немцова, чтобы возложить цветы к импровизированному мемориалу. «Таблички даже именной нет», — посетовал Яшин.
Всего через рамки прошло 15,2 тыс. человек, привело данные подсчитывающее численность оппозиционных митингов движение «Белый счетчик». Данные московского ГУ МВД были, как обычно, другими: в полиции сообщили, что в марше участвовали всего 5 тыс. человек.
Годом ранее акция памяти Немцова, по данным «Белого счетчика», собрала 24 тыс. человек, ГУ МВД тогда отрапортовало о 7,5 тыс. участников.