Треть россиян поддержали проведение «антикризисных маршей»
Институт приоритетных региональных проектов к антикризисной акции протеста 1 марта провел социологические опросы. В результате исследования выяснилось, что 73,3% респондентов признают, что страна переживает кризис, а 25,7% считают, что это не кризис, а лишь временные трудности. О том, что 1 марта планируется антикризисный марш, слышали 18%.
Причины кризиса
Среди основных причин кризиса опрошенные называют внешнее давление, желание Запада вывести Россию из числа мировых держав (49,3%), падение цен на нефть (43,6%), неэффективную экономическую политику и нежелание вкладывать средства в развитие промышленности (34,6%), а также поддержку Россией самопровозглашенных ДНР и ЛНР (26,5%). «Респонденты напрямую связывают кризис с боями на Донбассе», – говорит гендиректор института Николай Миронов.
О неэффективной политике правительства и ЦБ сказали 20,4% опрошенных. На слабость демократических институтов, ручное управление страной указали 6,8%. Молодежь (люди до 24 лет) сравнительно реже называет среди причин кризиса падение цен на нефть (34,7%) и чаще говорит о слабости демократических институтов (11%). Люди старших возрастных групп чаще винят Запад (45–49 лет – 56,6%, 50 лет и старше – 53%).
А вот люди среднего возраста (35–44 года), скорее, говорят о неэффективности экономической политики (38,8%) и неэффективной политике правительства и ЦБ (24,1%).
То, как власть борется с кризисом, пока удовлетворяет большинство россиян (57,8%). Абсолютно положительно оценили эту работу 17,3%, а 40,5% считают, что власти действовали «в целом положительно, однако действия могли бы быть более эффективными». Ответ «в целом отрицательно, считаю их малоэффективными» выбрали 20,3%, абсолютно отрицательно относятся к тому, как власть борется с кризисом, 16,8%.
Отношение к митингам
Большинство россиян считают, что массовые акции не приведут к положительным результатам. О том, что они вполне могут заставить власть эффективнее бороться с кризисом, ответили 21,8%. Относительное большинство, 48,3%, считают, что эти акции ни к чему не приведут. А 27,3% считают, что такие акции только ухудшат ситуацию.
Респондентов также попросили выбрать лозунги, которые бы они поддержали сами (от одного до четырех). Большинство (38,9%) выбрало «Законодательство против коррупции, передача правосудию крупнейших коррупционеров» и «Мир на Украине» (35,2%). Лозунг о перераспределении бюджета в пользу регионов и МСУ для финансирования социальной и коммунальной инфраструктуры выбрали бы 25,1%, с лозунгом «За честные выборы и допуск оппозиции к ним» согласились 20,8%, а за отмену продуктовых антисанкций прошлись бы по улицам своего города 12,6%.
В целом поддерживают проведение мероприятия именно с такими требованиями 29,6%, не поддерживают – 55,8%.
Роль оппозиции
О том, что они поддерживают несистемную оппозицию, сказали 6,6%, поддерживают отчасти – 10,8%, не поддерживают – около 40%.
Но чуть более 37% вообще не знают, что означает несистемная оппозиция. В этой группе респондентов выше удельный вес женщин, молодежи, а также людей с начальным, неполным средним или средним общим образованием. Люди с высшим или неоконченным высшим образованием чаще осведомлены о том, что такое несистемная оппозиция, и значительно чаще отмечают, что не поддерживают ее (44,4%) или поддерживают ее отчасти (12,4%).
Мнение респондентов о том, что парламентская оппозиция способна оказывать влияние на ситуацию в стране, разделилось почти поровну: согласны 46,8%, не согласны – 46,2%. На вопрос «поддерживаете ли вы идею о том, чтобы в составе правительства были представители оппозиционных партий?» 56,9% ответили положительно.
По словам Миронова, россияне хотят видеть оппозицию во власти сейчас в большем объеме, чем раньше. Низкая поддержка акции и самого явления несистемной оппозиции заключается в том, что до людей не доведена ее программа, считает он. Лидеры тоже не нравятся. Иначе бы население гораздо активнее поддерживало бы митинги, говорит Миронов.
Удача оппозиции
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев отмечает важность того, что люди связывают санкции с ситуацией в Донбассе. Они понимают, что присоединение Крыма Запад «проглотил», а военные действия на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР – нет. «Если присоединение Крыма российские обыватели восприняли хорошо, так как полуостров – часть России в их сознании, то Донбасс – уже перебор», – говорит он. К тому же «люди не так глупы и понимают, что финансирование послевоенного восстановления украинского региона будет происходить за их счет», рассуждает Калачев.
Эксперт также замечает, что результаты опроса на предмет оппозиционных лозунгов объясняются формулировкой вопросов. Борьба с коррупцией является доминантой для трети опрошенных, она же укладывается в сегодняшнюю информационную повестку, например отклонение Открытым правительством предложения Навального по ратификации ст.20 Конвенции ООН против коррупции. «Если тема борьбы с коррупцией обращена к меньшинству, то тема мира на Украине обращена к пассивному большинству», – рассуждает Калачев.
По его мнению, опрос доказывает правоту организаторов марша, которые посчитали, что надо объединить темы экономического кризиса и войны на Украине. Исследование Миронова показывает, что с учетом того, что люди связывают проблемы кризиса с Донбассом и санкциями, этот микс оказался удачным, уверен Калачев.