Москва обвинила Киев в новых жертвах среди мирного населения в Донбассе
Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом, глава российского внешнеполитического ведомства обвинил Киев в срыве мирного процесса. «Мы видим попытки сорвать мирный процесс, видим вновь и вновь предпринимаемые киевским руководством попытки решить проблему путем силового подавления юго-востока», – сказал он, передает Интерфакс.
«Попытки эти бесперспективны, и самое главное, что они ведут все к новым и новым жертвам среди гражданского населения», – добавил Лавров. Глава российской дипломатии также надеется, что новых санкций против России не последует. «Рассчитываю, что все-таки разум и объективные, законные, национальные интересы возьмут верх», – заявил он. «Как подобные трагедии цинично используются для того, чтобы исказить истину, предвосхитить результаты объективных расследований, мы хорошо знаем. Знаем и о том, как эти трагедии используются для нагнетания антироссийской истерии и обоснования позиции той группы западных стран, которые хотят крови и хотят новых и новых санкций», – добавил Лавров.
Министр также ответил на оценки лидерами западных стран событий в Мариуполе. «Насчет заявлений, которые прозвучали из Вашингтона и из других западных столиц, о том, что необходимо усилить давление на Россию, необходимо ввести новые санкции в связи с тем, что произошло в Мариуполе… Вообще, привычка тут же показывать пальцем на ополченцев, на Россию, стала уже хронической», – заявил он.
В субботу около 9:00 по местному времени (10:00 мск) в результате обстрела из реактивных систем залпового огня жилых районов Мариуполя погибли 30 человек, более 100 получили ранения. Официальный Киев заявил, что обстрел велся из районов, занятых вооруженными формированиями самопровозглашенной ДНР. Ранее лидер этого образования Александр Захарченко объявил о начале наступления на Мариуполь. Президент Украины Петр Порошенко назвал обстрел преступлением против человечности. «Кровавое убийство пророссийскими террористами десятков мирных людей и ранение почти ста мирных жителей Мариуполя – это не просто террористический акт. Это – преступление против человечности, подсудное Гаагскому трибуналу», – говорилось в заявлении, размещенном на сайте президента Украины.
Порошенко также заявил, что Украина будет настаивать на признании самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) террористической организацией. Кроме того, украинский президент выразил удивление по поводу отсутствия официальной реакции по осуждению этого террористического акта со стороны России. Об отсутствии официальной реакции ранее говорил и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. В понедельник, 26 января, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что на юго-востоке Украины возобновились полномасштабные боевые действия, и «в самом начале мы видели совершенно варварские обстрелы Донецка, жилых кварталов, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения».
Мониторинговая миссия ОБСЕ в субботу опубликовала предварительное расследование обстоятельств гибели людей в Мариуполе и установила, что огонь велся с северо-востока, с контролируемой ДНР территории. Представители миссии осмотрели место событий: увидели поврежденную территорию открытого рынка, повреждение зданий, магазинов, домов и школы, горящие машины, в домах были разбиты окна, выходящие на северо-восток. По данным миссии ОБСЕ, эти разрушения вызвали обстрелы из систем «Град» и «Ураган». Позже вечером лидер ополченцев Захарченко заявил, что штурмовать Мариуполь ополчение не собирается. Кроме того, представитель штаба ополчения ДНР Эдуарда Басурина заявил, что огонь по Мариуполю велся из района Старый Крым, где находятся украинские силовики, и это может быть провокацией, а у ДНР якобы нет орудий, из которых могла бы идти атака. При этом украинское минобороны отчиталось об уничтожении 4 из 6 участвовавших в артналете на город систем «Град».
В ночь на воскресенье, 25 января, вопрос о жертвах обстрела Мариуполя рассматривался на заседании Совбеза ООН. Однако Совет не смог принять заявление, которое касалось обстрела Мариуполя. Консенсуса достичь не удалось, поскольку Россия отказалась осуждать отдельные заявления ополченцев и наложила вето на проект документа.