Узбекистан попросил Россию помочь с закупкой лекарств
Проблемы из-за валюты
Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана попросило у России помощи в закупке лекарств и медицинских изделий, говорится в письме узбекского ведомства от 10 ноября 2016 года. Копия документа есть в распоряжении РБК. К нему приложен список из 167 наименований лекарств и 22 медицинских изделий.
В письме узбекское министерство просит российское торговое представительство передать этот список российским фармкомпаниям. По замыслу Ташкента производители должны откликнуться на запрос и представить свои предложения по поставкам лекарств с указанием цен.
Узбекистан был вынужден обратиться с таким письмом, поскольку в стране возникли трудности с закупкой самой необходимой медицинской продукции из-за проблем с конвертацией валюты, объясняет РБК генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. Конвертировать узбекский сум в другую валюту почти невозможно, ситуация усугубилась после резких колебаний курса в 2014–2015 годах.
В письме узбекского ведомства значатся самые необходимые для здравоохранения товары и медикаменты, отмечает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Речь идет об антибиотиках, инсулине, недорогих противораковых препаратах, шприцах, перчатках и т.д.
Официальный Ташкент всегда испытывал сложности с закупкой лекарств из-за валютных ограничений, рассказывает директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. Но сейчас в стране особая экономическая ситуация из-за сокращения доходов от трудовых мигрантов и общего снижения цен на сырьевые ресурсы, в связи с чем потребность в медикаментах выросла, уверен эксперт.
Россия спешит на помощь
Российские производители в состоянии обеспечить около 90% списка из узбекского письма, а в течение пяти лет они могут претендовать на 30–40% рынка, уверен Беспалов.
По его словам, в долгосрочной перспективе отечественный фармбизнес, откликнувшийся на просьбу Узбекистана, может значительно укрепить свои позиции в этой стране. Сегодня российские производители занимают только 3,5% узбекского фармрынка, общий объем которого по итогам трех кварталов 2016 года составляет 90 млрд руб., подсчитали в RNC Pharma. Это на 45% больше, чем в прошлом году. Такая динамика связана с курсовыми колебаниями.
Но российские компании не заинтересованы в рынке Узбекистана, считает Дмитриев: «Начав работать в Узбекистане, ты постоянно стоишь перед выбором — либо конвертировать местную валюту по слишком низкому курсу, либо получить отсрочку платежа. И в первом, и во втором случае бизнес несет убытки». Иностранные компании присутствуют на рынке Узбекистана, но из-за сложностей с валютой поставляют туда продукцию не в таком объеме, как на другие рынки СНГ, рассказал РБК исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков.
В Узбекистане сейчас работают, по данным RNC Pharma, такие российские компании, как BIOCAD, STADA CIS (входит в международный концерн STADA Arzneimittel AG), «Отисифарм» и Московский эндокринный завод. Директор по развитию рынка BIOCAD Дмитрий Мордвинцев сказал РБК, что в компании пока не получали письма от узбекского министерства.
STADA CIS уже ознакомилась с запросом Ташкента, сообщил РБК замгендиректора фирмы Иван Глушков: компания прислала имеющейся у нее список продукции в российское торговое представительство, но это не означает, что STADA CIS договорится с правительством Узбекистана по цене и условиям.
Минздрав и Минпромторг, отвечающий за развитие фармпромышленности, не получали запрос Узбекистана. В Министерстве внешних экономических связей и Министерстве здравоохранения Узбекистана не отреагировали на запрос РБК.