Медведев допустил отказ от совместных проектов с Турцией
Одним из главных последствий обострения отношений между Россией и Турцией после гибели самолета Су-24 глава правительства Дмитрий Медведев назвал отказ от некоторых совместных проектов и потеря турецкими компаниями позиций на российском рынке, передает «Интерфакс».
«Подорваны долгие добрососедские отношения между Россией и Турцией, в том числе в экономике и гуманитарной сфере. Этот ущерб будет трудно восполнить, его прямым следствием может стать отказ от целого ряда важных совместных проектов и потеря турецкими компаниями своих позиций на российском рынке», — заявил Медведев.
Он охарактеризовал действия турецких властей как «безрассудно-преступные». По словам премьера, последствием уничтожения российского самолета станет также опасное обострение отношений между Россией и НАТО, «которое не может быть оправдано никакими интересами, включая защиту госграниц».
Медведев также заявил, что «Турция продемонстрировала своими действиями, по сути, защиту боевиков «Исламского государства». Он уточнил, что по имеющимся сведениям некоторые должностные лица Турции имеют прямой финансовый интерес, связанный с поставками нефтепродуктов, которые производятся на предприятиях, принадлежащих террористической группировке «Исламское государство» (ее деятельность запрещена в России).
Ранее газета «Коммерсантъ» со ссылкой на высокопоставленные источники в госструктурах написала, какие совместные проекты могут пострадать. По словам одного из собеседников газеты, Москва намерена свернуть или заморозить на годы вопросы военного сотрудничества, международных контактов, а также бизнес-проекты с Анкарой.
Окончательные решения будут приняты после экспертных консультаций. Например, «Газпром» должен оценить целесообразность строительства «Турецкого потока». Источники газеты уточнили, что межправительственное соглашение по первой нитке могло быть подписано в середине декабря, однако теперь это маловероятно. Под угрозой может оказаться и АЭС «Аккую» «Росатома», которая должна стать первой атомной станцией в Турции. Ее строительство оценивается в $22 млрд, на данный момент это самый крупный контракт Москвы и Анкары в энергосфере. Тем не менее стороны уже заключили все необходимые соглашения, поэтому полная отмена проекта выглядит маловероятной, отмечает издание.
В то же время Турция, которая контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, может повлиять на поставки российской нефти. Через эти проливы, в том числе, идет снабжение сирийской базы Хмеймим, на которой базируется российская авиация. «Закрытие проливов было бы катастрофой, но представить такое сложно», — сказал источник издания в крупной российской госкомпании. Международный статус проливов предоставляет Анкаре право взять их под полный контроль только в том случае, если ей угрожает война.
Как выяснил РБК, в 2014 году оборот товаров и услуг между Россией и Турцией составил почти $44 млрд. По итогам года Турция стала пятым по величине торговым партнером России с долей 4,6% от всей российской внешней торговли.
Утром 24 ноября российский Су-24, принимавший участие в операции против запрещенного в России «Исламского государства», был сбит у турецко-сирийской границы ВВС Турции. В Анкаре заявили, что самолет вторгся в воздушное пространство страны. В Минобороны России это опровергают. Президент России Владимир Путин, комментируя происшествие, заключил, что событие будет иметь серьезные последствия для дальнейших российско-турецких отношений.