В Судане второй раз за месяц военные попытались взять власть
Угрожает ли это созданию российского опорного пункта на Красном мореУтром 25 октября арабский телеканал Al hadath сообщил, что в Судане военные задержали премьер-министра страны Абдаллу Хамдука и нескольких министров правительства. Директор офиса «Аль-Джазира» в Хартуме аль-Муслим аль-Кабаши уточнил, что среди задержанных министр информации Хамза Баллула и глава Арабской социалистической партии Баас Али ар-Рих аль-Санхури, а также губернатор Хартума, столицы Судана, Айман Нимр.
Позднее стало известно, что Хамдук помещен под домашний арест, а ответственность за все эти действия взял на себя глава управляющего Суданом Суверенного совета генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан. Он же объявил о введении чрезвычайного положения в стране и роспуске совета и кабинета министров.
В телевизионном обращении аль-Бурхан сказал, что соперничество между политиками и звучавшие от них призывы к насилию заставили его принять действия по защите страны и «исправить ход революции», сообщила Би-би-си. Аль-Бурхан объявил, что военные назначат новое правительство, оно будет техническим и будет готовить выборы, которые состоятся в июле 2023 года. «Вооруженные силы продолжат работу по завершению демократического транзита, пока не передадут правительство в руки гражданского, избранного правительства», — заявил аль-Бурхан, согласно Associated Press. Генерал также пообещал, что будет создан законодательный орган с участием молодежи.
Полностью изолировать членов свергнутого правительства военным не удалось, поэтому в течение дня от имени членов кабинета в социальных сетях появлялись различные сообщения. Так, Министерство культуры и информации Судана выложило днем в Facebook обращение от имени премьера Хамдука. «Хамдук <...> просит суданцев сохранять мир и оккупировать улицы, чтобы защитить свою революцию», — говорится в нем. Слова аль-Бурхана Министерство информации назвало «объявлением захвата власти путем военного переворота».
На улицы Хартума днем действительно вышли несколько сотен человек. По сообщению того же Министерства информации, против демонстрантов возле штаб-квартиры Министерства обороны применили огнестрельное оружие. Сообщалось также, что военные заблокировали дороги и мосты в городе. Прояснению ситуации мешало отсутствие мобильной связи и интернета, зафиксированное иностранными журналистами.
Как устроено управление Суданом
Нынешняя попытка переворота — вторая за последний месяц. В ночь на 21 сентября группа офицеров попыталась свергнуть гражданское правительство, однако потерпела неудачу. По данным СМИ, тогда в числе мятежников были сторонники свергнутого в апреле 2019 года президента Омара аль-Башира. По данным издания Middle East Eye, действовал круг заговорщиков, отличный от нынешнего.
Аль-Башир, правивший страной с 1989 года, был отстранен от власти военными на фоне продолжавшихся с декабря 2018 года акций протеста. В 2009 году Международный уголовный суд выдал ордер на его арест по подозрению в причастности к преступлениям против человечности и военным преступлениям.
После отстранения аль-Башира власть перешла к Военному совету, против чего выступила гражданская оппозиция. В июле 2019 года оппозиции и военным удалось достичь соглашения и сформировать органы власти. На три года и три месяца высшим органом управления стал Суверенный совет из 11 человек — по пять военных и гражданских и еще одно штатское лицо, согласованное обеими сторонами. Возглавлять совет первый 21 месяц должен был военный, следующие 18 месяцев — гражданский. Первым главой совета стал представитель военных Абдель Фаттах аль-Бурхан, занявший президентский дворец и ставший формальным главой страны. В ноябре этого года он должен был передать власть штатскому лидеру.
Переходный период должен был длиться до ноября 2022 года. За это время правительство должно было договориться о прекращении внутренних конфликтов в регионах Дарфур, Южный Кордофан, Голубой Нил. С пятью повстанческими группировками удалось примириться в августе прошлого года, и в феврале этого года представители повстанцев вошли в Суверенный совет. Однако для того, чтобы договоренности заработали, их пришлось внести в конституционную декларацию. Сторонники военных посчитали, что внесение изменений обнулило декларацию и поэтому военные имеют право на продолжение правления, некоторые гражданские представители выступили против.
Почему военные решились на переворот
Базовой причиной нынешнего переворота называют недовольство военных реформами премьера Хамдука, сказал РБК доцент Российского государственного гуманитарного университета Сергей Серегичев. Его действия, по словам эксперта, были направлены на то, чтобы ограничить полномочия служб безопасности. «После реформы спецслужбы должны были перестать лезть в политику и быть полностью деполитизированными, превратиться в инструмент обеспечения национальной безопасности», — говорит эксперт. Правительство Хамдука также сумело добиться того, что Судан был исключен из американского списка стран — спонсоров терроризма. Соответствующее решение было принято в конце прошлого года, и Вашингтон начал оказывать финансовую поддержку суданской экономике.
Заговорщики сыграли на общем ухудшении экономической ситуации в стране, к которому сами приложили руку, устроив блокаду Порт-Судана, продолжает Серегичев. «Заговорщики обвинили гражданские власти в том, что те развалили все и вся и устроили хаос, пытаясь убедить народ, что только представители «старой школы» смогут спасти Судан в очередной раз», — говорит Сергей Серегичев.
Ни гражданская, ни военная фракция руководства Судана не смогли добиться единства в своих рядах, внутреннее соперничество шло постоянно, пишет Джозеф Сигль из Университета Мериленда. В последние месяцы военные стояли за организацией нескольких акций протеста.
Как отреагировал мир
США и Франция осудили переворот, Китай призвал все стороны достичь решения путем переговоров. Россия выразила убеждение, что «суданцы могут и должны самостоятельно решать внутренние проблемы». События в Судане стали «свидетельством острого системного кризиса, охватившего все области политической и экономической жизни страны», заявила официальный представитель МИДа Мария Захарова.
По мнению Сергея Серегичева, развитие ситуации будет зависеть от международной реакции, прежде всего США. «Возможно, что американцы будут настаивать, чтобы военные подружились с гражданскими, чтобы и те и другие пошли на взаимные уступки», — допускает он. Если же США пойдут по жесткому сценарию, вернут режим санкций и аннулируют реструктуризацию внешних долгов страны, это «убьет Судан еще быстрее, чем акции народного протеста против этого переворота», продолжает он.
Что будет с российским объектом на Красном море
В последний год правления аль-Башира Москва и Хартум договорились о строительстве на Красном море пункта материально-технического обслуживания ВМФ России. В июле этого года Владимир Путин внес соответствующее соглашение на ратификацию в Госдуму. Согласно тексту документа, предполагается, что штатная численность объекта не будет превышать 300 человек, одновременно там смогут находиться максимум четыре корабля, включая военные корабли «с ядерной энергетической установкой, при условии соблюдения норм ядерной и экологической безопасности». Кроме того, российская сторона получает право использовать воздушное пространство Судана для полетов, направленных на реализацию соглашения.
«Что касается базы, я бы не торопился делать какие-либо прогнозы. Кто бы ни стал в итоге во главе страны, новые власти будут торговаться с Москвой по поводу базы. База — важный актив для Судана», — прогнозирует Сергей Серегичев.