Победа Путина: РФ перехватила у США лидерство в сирийском вопросе
Предложения России, в решающий момент перехватившей инициативу в сирийском вопросе, начали работать. И хотя ключевые этапы химического разоружения режима Башара Асада еще впереди, на сегодняшний день ситуация развивается явно по сценарию Москвы: военная операция США против сирийского режима снята с текущей повестки дня, а значит президент России Владимир Путин выигрывает эту партию.
Путин "получил все, что хотел"
"В.Путин играет в шахматы, а мы - в крестики-нолики", - так высказался о российской инициативе цивилизованной ликвидации химоружия в Сирии глава комитета по разведывательной деятельности конгресса США Майк Роджерс. "Он получил все, что хотел: Башар Асад остается у власти, Россия сохраняет военную базу (в сирийском порту Тартус - примеч. РБК) и свои военные контракты. И дает возможность передышки ливанской группировке "Хезболла", воюющей на стороне сирийского режима, и самому Б.Асаду", - воздал должное удачной "комбинации" В.Путина видный американский конгрессмен.
Хотя план химического разоружения Дамаска был закреплен "рамочной договоренностью" министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, на Западе никто не сомневается, что главный игрок в этом вопросе - именно В.Путин. Символично, что 11 сентября - в годовщину нью-йоркских терактов - российский лидер буквально "взорвал" американский интернет статьей в New York Times, в которой аргументировал губительность очередного военного вмешательства США в конфликт на Ближнем Востоке.
В статье, написанной, по признанию самого В.Путина "совершенно случайно", президент РФ попытался донести до американской общественности, что, ударив по режиму Б.Асада, Америка фактически поддержит "бандитов", которые сейчас орудуют в Сирии на стороне оппозиции, а впоследствии могут причинить ущерб самим западным государствам.
"Новые возможности обойтись без военной акции в Сирии появились в последние дни. США, Россия, все члены международного сообщества обязаны воспользоваться проявленной сирийским правительством готовностью пойти на установление международного контроля над своим химическим арсеналом и в последующем уничтожить его", - написал В.Путин в New York Times, а спустя несколько дней С.Лавров и Дж.Керри по итогам переговоров в Женеве объявили о договоренностях по уничтожению сирийского химического оружия.
Соглашение предусматривает несколько "контрольных сроков", в один из которых Сирия уже благополучно уложилась (в течение недели предоставила полный список боевых отравляющих веществ, соответствующих боеприпасов, мест их складирования и производства). К ноябрю 2013г. должны быть завершены первоначальные международные инспекции на объявленных объектах и уничтожено все оборудование для производства химоружия, а полная ликвидация сирийской программы химического оружия намечена на первую половину 2014г. Правда, технические детали плана пока не ясны, да и 100-процентных гарантий его исполнения не может дать никто, включая самого В.Путина, откровенно признавшегося в этом на недавней встрече Валдайского клуба.
Керри подыграл России
Парадоксально, но дипломатическая альтернатива военному удару США по Сирии родилась во многом случайно - из ремарки Дж.Керри, сделанной экспромтом на пресс-конференции в Лондоне 9 сентября. Отвечая на вопрос американской журналистки "Что может сделать правительство Б.Асада, чтобы избежать военного удара?", госсекретарь США саркастически заявил: "Б.Асад мог бы передать международному сообществу абсолютно все имеющиеся в Сирии химические вооружения в течение следующей недели, однако он, разумеется, этого не сделает".
В Москве мгновенно оценили представившийся шанс перевести сирийский кризис в дипломатическое русло: в тот же день С.Лавров объявил: "Если установление международного контроля над сирийским химоружием позволит избежать военных ударов, Россия немедленно включается в работу".
Предложение было передано находившемуся в Москве министру иностранных дел Сирии, который уже на следующий день заявил о согласии его правительства на реализацию российского плана. Учитывая, что президент США Барак Обама ранее увязал потенциальные военные действия против режима Б.Асада с реальным применением химического оружия в Сирии, главе Белого дома не оставалось ничего, кроме как поприветствовать инициативу Москвы и отозвать приготовления к военной операции.
Примечательно, что западные политологи в большинстве своем оценили ход Москвы как дипломатическую победу, хотя и разошлись в оценке ее значимости. Так, один из авторов влиятельного американского интернет-журнала Slate Фред Каплан отмечает решительную и эффективную простоту тактического маневра В.Путина: российский лидер "извлек самую узкую, буквальную составляющую риторики Б.Обамы по сирийскому вопросу, то есть положение о том, что готовящиеся авиаудары связаны исключительно с проблемой химического оружия". В.Путин как бы сказал: "Я помогу вам убрать химическое оружие из Сирии, а вы отзываете военную операцию - и точка".
"Если взять в качестве метафоры любимый вид спорта В.Путина - дзюдо, то можно сказать, что российский лидер провел против Б.Обамы удачный бросок", - говорит сотрудница Брукингского института, соавтор книги Mr. Putin: Operative in the Kremlin Фиона Хилл. Правда, некоторые американские политики и политологи убеждены, что именно Б.Обама может занести себе в актив соглашение о ликвидации сирийского химоружия: якобы угроза военного удара по Сирии вынудила Россию пойти навстречу США и предпринять активные шаги по урегулированию "химического" вопроса.
Есть и те, кто предпочитает говорить не о тактической победе В.Путина, а о дипломатическом поражении Запада. Например, бывший посол Великобритании в Сербии и Польше Чарльз Кроуфорд назвал день, когда Россия выдвинула предложение о постановке химоружия Сирии под международный контроль, ни много ни мало "худшим в истории западной дипломатии".
Выгодное поражение
Если абстрагироваться от несколько циничных аналогий, в которых сирийская трагедия рассматривается как шахматная партия или поединок по дзюдо между сильными мира сего, пожалуй, следует признать, что инициатива по ликвидации химического арсенала Сирии выигрышна и для Москвы, и для Вашингтона. Россия заново утверждает себя в качестве серьезного игрока на Ближнем Востоке, с мнением которого приходится считаться всем, а лауреат Премии мира Б.Обама получает возможность избежать новой войны, которой он на самом деле отчаянно не желает.
Большинство американцев не поддерживают военное вмешательство в сирийский конфликт, и традиционные союзники США, такие как Великобритания и Франция, не горят желанием участвовать в военной кампании. Кроме того, в Соединенных Штатах вновь назревает "бюджетная война" между республиканцами и демократами: 1 октября федеральное правительство рискует вступить в новый бюджетный год без утвержденного бюджета, что приведет к частичному замораживанию работы государственного аппарата.
Триумф дипломатии в сирийском конфликте является отдаленной и крайне неопределенной перспективой. Российский план по Сирии пока не принял конкретных очертаний и для начала его предстоит утвердить в Совете Безопасности ООН, где уже возникли серьезные разногласия между РФ и западными державами. Накануне это подтвердил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, признавшись, что "в контактах с американцами все идет не так гладко и, по большому счету, не совсем в том направлении, как следовало бы".
Женевские договоренности С.Лаврова и Дж.Керри пока выглядят лишь редким эпизодом единения России и США в одном из острейших глобальных вопросов, а самую значительную сложность представляет как раз реализация намеченного плана. Чтобы закрепить начальный дипломатический успех и удержать лидерство в сирийском урегулировании, Россия должна быть готова к любым, даже самым драматичным поворотам.
Иван Ткачев, РБК