Эксперты объяснили отличия праймериз «Единой России» от западных выборов
Прошедшие на этих выходных предварительные выборы (праймериз) «Единой России» проводились по уникальной для всего мира процедуре, утверждают эксперты коммуникационного агентства «Минченко Консалтинг». В своем докладе (есть у РБК) аналитики описали международный опыт подобных мероприятий и пришли к выводу, что единых правил проведения праймериз во всем мире нет, хотя российский пример по степени конкурентности и вовлеченности граждан «не отстает от изученных мировых образцов».
Авторская группа доклада, возглавил которую основатель агентства Евгений Минченко, отмечает, что практика проведения предварительных выборов сильно отличается во многих странах и — даже в одной стране и одной партии — в разные годы. По этой причине можно выделить лишь ограниченное число критериев для сравнения процедуры тех или иных праймериз.
Например, в некоторых странах Латинской Америки предварительное голосование является обязательным для всех партий, проведение их регулируется официальным законодательством, а не уставом партии или иными организационными документами. Радикальным примером государственного вмешательства является Аргентина, где подобная система работает уже пять лет. Законом установлены сроки проведения праймериз и максимально возможный бюджет. За неявку на предварительное голосование государство штрафует на $3,5 (после повторной неявки сумма удваивается).
Иная процедура существует во Франции, где праймериз считается скорее разовой акцией, проведение которой становится вопросом сиюминутной политической прагматики и зависит от настроений в партийном руководстве. Например, в 2012 году, после 17 лет правления консерваторов, социалистические партии «угадали запрос общества» и согласились провести предварительное избрание единого кандидата среди целого блока левых движений, отмечается в докладе.
Через год во Франции пройдут очередные президентские выборы, и перед Социалистической партией встает выбор иного рода: часть истеблишмента предлагает беспрекословно выдвинуть кандидатуру Франсуа Олланда на второй президентский срок, их однопартийцы вновь поднимают вопрос о праймериз, указывая на непопулярность президента. По данным последнего опроса TNS, у сторонников Социалистической партии мнения разделились: 40% выступают против повторного выдвижения Олланда, 39% опрошенных поддерживают его кандидатуру.
Конкуренция является важным критерием для сравнения праймериз в разных странах мира, следует из доклада. В некоторых регионах США и Канады на парламентских выборах предварительное голосование проходит на безальтернативной основе. На выборах в американский конгресс в ноябре 2014 года партии провели свыше 700 праймериз, на которых в 20% случаях в бюллетенях стояла фамилия лишь основного кандидата. В Канаде же перед выборами 2015 года в трех ведущих партиях среднее число кандидатов не превышало двух человек на место.
В России же, отмечают аналитики, правящая партия при проведении праймериз использовала необычную для мировой практики систему — голосование за неограниченное число кандидатур (на Западе используется принцип «один избиратель — один голос»).
Явка избирателей является еще одним базовым критерием оценки праймериз. Во внутрипартийном голосовании «Единой России» приняли участие 10,4 млн граждан, или 9,5% от всех потенциальных избирателей. В США в 2014 году показатель составил 10,5%, а во Франции перед выборами 2012 года — 6,5%. По мнению авторов доклада, это говорит о том, что «партии власти» удалось провести кампанию на уровне западных политических движений.
Как отметил Минченко, в России с декабря 2003 года не проводились выборы по одномандатным округам, в связи с чем праймериз «Единой России» оказались в достаточной степени конкурентными и привлекли внимание электората. Именно возрастающая политическая конкуренция вынудила «Единую Россию» провести предварительные выборы, резюмирует Минченко.