Хаматова и Ахеджакова обратились к главе ФСИН из-за здоровья Навального
Более 150 журналистов, политиков, правозащитников и деятелей искусства обратились к властям из-за сообщений об ухудшении здоровья оппозиционера Алексея Навального, который отбывает срок в колонии во Владимирской области. Свое письмо они направили главе ФСИН Александру Калашникову, генпрокурору Игорю Краснову и уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой. РБК его передала обозреватель «МБХ Медиа» Зоя Светова.
«Мы просим вас и требуем принять все меры к созданию для Алексея Навального нормальных, не угрожающих его здоровью и жизни условий содержания в колонии, а также обеспечить законный и своевременный доступ к нему его адвокатов. <...> Просим уполномоченного по правам человека Татьяну Николаевну Москалькову посетить Алексея Навального в колонии, своими глазами увидеть, в каких условиях он содержится и каково состояние его здоровья», — говорится в письме.
Среди подписавшихся под ним — народные артистки Лия Ахеджакова и Чулпан Хаматова, кинорежиссер Андрей Звягинцев, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов и главред «Медиазоны» Сергей Смирнов, политики Леонид Гозман и Андрей Нечаев и другие.
Они обратили внимание на то, что к моменту возвращения Навального в Россию он не до конца прошел реабилитацию после отравления. «Очевидно, что в связи с нахождением его под стражей никакой реабилитационной и серьезной медикаментозной помощи он не получает», — говорится в письме.
Авторы письма также заявили, что обеспокоены теми мерами, которые применяют к Навальному из-за его статуса «склонного к побегу». Ранее оппозиционер сообщал, что каждый час ночью его будит сотрудник колонии, который проверяет, не сбежал ли он. «Ночью я через каждый час просыпаюсь от того, что рядом с моей кроватью стоит мужчина в бушлате. Он снимает меня на камеру и говорит: «Два часа тридцать минут, осужденный Навальный. Снятие с профилактического учета как склонного к побегу. На месте», — рассказывал оппозиционер.
Авторы письма потребовали изучить документы, на основании которых Навального стали считать «склонным к побегу», и снять этот статус с оппозиционера.
РБК направил запросы в пресс-бюро ФСИН России, Генпрокуратуру, уполномоченному по правам человека в России.
Навального задержали 17 января после возвращения в Россию из Германии, где он с августа 2020 года лечился после отравления. ФСИН потребовала заменить ему условный срок по делу «Ив Роше» на реальный из-за того, что оппозиционер не отмечался после выписки из немецкой клиники в уголовно-исполнительной инспекции. Суд удовлетворил ходатайство, назначив Навальному срок в виде 2,5 года лишения свободы. 28 февраля его доставили в колонию во Владимирской области.
24 марта адвокат Ольга Михайлова сообщила, что у Навального наблюдаются проблемы со здоровьем. По ее словам, оппозиционер пожаловался на сильные боли в спине и онемение ноги, однако ему принесли только две таблетки ибупрофена. «Это может быть связано и с условиями транспортировки — эта проблема у него началась в СИЗО — и со скованностью движений, он мало ходит, мало двигается. Может быть, это связано с отравлением, мы не знаем», — рассказала Михайлова. Она также сообщила, что 24 марта адвокатов к Навальному не допустили, хотя те целый день провели возле входа в колонию.
ФСИН, комментируя заявление адвоката, назвала состояние Навального стабильным и удовлетворительным. По данным ведомства, 24 марта оппозиционера и других осужденных обследовали врачи.
В Кремле в четверг заявили, что не следят за здоровьем Навального и никакую информацию не запрашивали. «За состоянием здоровья осужденных следит администрация исправительных учреждений, это их функция», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.