Бизнес попросил вернуть в УК статью о мошенничестве для предпринимателей
Специальный состав
В пятницу президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин заявил на пресс-конференции, посвященной либерализации законодательства, что вопрос о возвращении отдельного состава Уголовного кодекса «Мошенничество для предпринимателей» сейчас обсуждается с администрацией президента.
Отдельная статья для предпринимателей (ст.159.4 УК) была внесена в кодекс в 2012 году вместе с еще пятью специализированными составами, в том числе мошенничеством в сфере страхования и мошенничеством в сфере компьютерной информации. Этот состав предполагал более мягкое наказание для бизнесменов — до пяти лет лишения свободы вместо десяти лет по основному составу — и, соответственно, меньшую тяжесть преступления, что давало право осужденным раньше просить о досрочном освобождении.
Но в декабре 2014 года Конституционный суд признал, что такой подход, выделение предпринимателей в отдельную группу, нарушает равенство всех перед законом, и потребовал в течение полугода внести изменения в УК. Несмотря на то что депутаты внесли в Госдуму несколько пакетов с поправками, ни один из них не был принят, и в июне 2015 года статья перестала действовать.
«Обсуждается вариант вернуть статью как специальный состав мошенничества: например, будет ст.159.7 или 159.8, — говорит Калинин. — Мы бы, конечно, хотели, чтобы это был совершенно новый состав в УК в разделе экономических преступлений».
Субъект мошенничества
Чтобы не противоречить решению КС, авторы поправок предлагают в новой редакции изменить субъект преступления — четко установить тех, кто совершает такие преступления, объясняет Калинин. «Сейчас ищется четкая конструкция, но речь идет о том, чтобы установить, что субъектами преступления является, например, группа лиц, действующая в интересах юридического лица, — поясняет руководитель бизнес-ассоциации. — Крайне важно разделить мошенничество в сфере предпринимательства и бытовое мошенничество».
Калинин уверен, это разные преступления с разными исполнителями и разными объектами посягательства. И если за бытовое мошенничество следует наказывать за кражу уже от 2,5 тыс. руб., то к предпринимателям такой подход просто неприменим: они оперируют совсем другими цифрами.
«Эти составы преступлений должны быть дифференцированы, — также заявил РБК председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов. — Неважно, под каким номером эта статья появится в УК, но она должна там быть».
Калинин надеется, что новый состав мошенничества будет включен в пакет поправок по либерализации экономического законодательства. О либерализации заявил в среду в ходе заседания рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства руководитель администрации президента Сергей Иванов. Он высказал предложения освобождать от наказания бизнесменов, возместивших ущерб, пускать нотариусов к арестантам и ввести четкую процедуру описи и хранения вещдоков.
Взгляд из Думы
Законопроект, возвращающий в Уголовный кодекс «предпринимательскую» статью о мошенничестве, был внесен в Думу депутатами-единороссами во главе с председателем комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым в мае 2015 года. Проект был принят к концу месяца в первом чтении. Ко второму правительство предложило ужесточить «предпринимательскую» статью настолько, что она мало чем отличалась бы от основного состава мошенничества (максимальный срок — до восьми лет). Депутаты эти поправки не приняли, компромиссного варианта от правительства не дождались и решили разработать свой пакет изменений.
В ноябре в комитете обсуждались поправки, возвращающие в УК «предпринимательскую» статью о мошенничестве под номером 159.7, в которой увеличивались сроки заключения: за мошенничество в крупном размере — до пяти лет, а в особо крупном размере — до шести лет. В утратившей силу в июне ст.159.4 за данные преступления сроки были до трех и до пяти лет соответственно. Как рассказывал РБК Крашенинников, предполагалось также в общей статье о мошенничестве (159 УК) снизить сроки. Но до рассмотрения новых инициатив на заседании комитета так и не дошло.
В четверг президентом был дан четкий сигнал, что необходимо устранять возможности для чрезмерного привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, в том числе с целью изъятия их бизнеса, сказал РБК один из авторов законопроекта, координатор проекта «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин. «Обсуждаемые на рабочей группе при администрации президента предложения, а также планируемая гуманизация уголовного законодательства дает нам основания рассчитывать на принятие этого законопроекта и возвращение мошенничества в сфере предпринимательства в УК в качестве отдельной статьи», — убежден депутат-единоросс.
Гарантии для адвоката
Федотов заявил также в пятницу, что в рамках новой либерализации необходимо повысить гарантии безопасности работы адвокатов, а пакет с предложениями он уже направил президенту.
Необходимо ввести уголовную и административную ответственности за воспрепятствование работе адвокатов и вмешательство в их деятельность, создать дополнительные гарантии охраны адвокатской тайны, также разрешить возбуждать уголовные дела против адвокатов только с санкции суда, рассказывает Федотов о сути своих инициатив.
«Чем больше защищен в своей работе адвокат, тем более эффективно он может отстаивать права своих доверителей», — поддержал Федотова вице-президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко.
Менее оптимистично настроен вице-президент общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков, который также принял участие в обсуждении.«Сколько бы мы ни пытались что-то изменить: там статью подправить, тут подлатать, подштукатурить, ничего не получится», — отметил Остарков
По его мнению, главной проблемой остается то, что бизнесмены никак не защищены от уголовного преследования, а правоохранители не несут никакой ответственности за свои действия.