В Госдуме предложили ограничить право Путина на введение санкций
Суть инициативы
Пятеро депутатов от «Справедливой России» – Дмитрий Гудков, Валерий Зубов, Сергей Петров, Сергей Доронин и Михаил Сердюк – внесли в среду законопроект, предлагающий запретить правительству и президенту самостоятельно принимать решения о введении экономических санкций. Существующая практика, по их мнению, не соответствует Конституции. Авторы в пояснительной записке называют противоречащим основному закону решение о введение продуктового эмбарго в августе прошлого года в отношении стран – оно появилось как постановление правительства после указа президента Владимира Путина об ответных санкциях в отношении Запада.
Все пятеро авторов в 2012 году не поддержали закон, запрещающий американское усыновление российских сирот («закон Димы Яковлева»).
Во внесенном в среду законопроекте депутаты ссылаются на 1 пункт ст. 34 Конституции, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. «Запрет на ввоз доброкачественных, безопасных для здоровья граждан продуктов привел к ограничению конституционного права российских предприятий на экономическую деятельность, так как для многих предприятий не существует экономически разумной альтернативы тому сырью, на использовании которого построены их технологические циклы», – говорится в пояснительной записке. В то же время статья 55 Конституции предполагает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь после принятия федерального закона, который не был принят, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. «В данном конкретном случае введение экономического эмбарго, его возможные последствия и издержки не были обсуждены ни с общественностью, ни с экспертами, ни с представителями бизнес-сообщества, в то время как все они указывали на экономический вред, который несет применение подобного эмбарго», – объясняют авторы.
Поэтому авторы предлагают внесение поправок в федеральный закон «О специальных экономических мерах» и статью 8 федерального закона «О безопасности», которые требуют при введении подобных санкций принятия специального федерального закона. Внесенный эсэрами документ в случае принятия отменит антисанкции как противоречащий закону подзаконный акт, говорит основной инициатор законопроекта Гудков.
Цели демарша
Гудков считает, что нужно использовать любые механизмы для изменения общественного мнения и оказания цивилизованного давления. Элита, по его мнению, расколота по вопросу санкций: рост цен отразился и на них.
Гудков напоминает, что отмена антисанкций – один из лозунгов антикризисного марша «Весна», в котором депутат собирается поучаствовать. Он надеется, что участники марша поддержат эту инициативу.
По словам Гудкова, Дума, столкнувшись с активной общественной реакцией, отменяла ранее принятые решения. Он приводит в пример отмену инициированный Дмитрием Медведевым закон о «нулевом промилле». «Если мы не добьемся отмены антисанкций, может быть, удержим их от продления – санкции вводились на год», – говорит депутат.
Один из авторов законопроекта депутат Валерий Зубов полагает, что их поправки не будут приняты, хотя «строго юридически законопроект должен быть принят, потому что существующее положение дел не соответствует Конституции». «Будет делаться все, чтобы его не принять, но не позже сентября общая ситуация на продовольственном рынке настолько обострится, что правительство само примет решение отменить санкции», – полагает он.
Громкая акция протеста эсэров в начале июня 2012 года – «итальянская забастовка» для оттягивания принятия во втором чтении резонансного законопроекта об ужесточении санкций за участие в митингах – была последней, в которой фракция «Справедливой России» проявила себя как оппонент власти. Если весной 2012 года лидер партии Сергей Миронов приходил в Думу с белой ленточкой, то уже осенью эсэры провели чистку в своих рядах, и был лишен мандата депутат-оппозиционер Геннадий Гудков, отец Дмитрия Гудкова.
Оценка законопроекта
Председатель думского комитета по экономической политике (должен стать профильным для этого законопроекта) Игорь Руденский говорит, что текста законопроекта еще не видел, но принципиально согласен с тем, что целесообразно было бы согласовывать такие решения с Государственной думой. «Мы принимаем бюджет, нам надо понимать, как реагировать на санкции, какая должна быть экономическая политика», – объясняет депутат.
Заместитель завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский согласен с тем, что введение государством экономических санкций против другого государства требует участия парламента. По его словам, вопрос о соответствии Конституции заслуживает специального изучения, хотя, по его личному мнению, «контрсанкции были волюнтаристской мерой», которые привели к ухудшению положения россиян. Эксперт согласен и с тем, что в случае применения 55 статьи Конституции (об ограничении прав) необходимо оценить, содействовали ли эти меры, например, вопросам обороны или безопасности страны – «а это большой вопрос».
Директор «Центра развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова говорит, что решения о санкциях необходимо просчитывать предварительно, и их последствия недоучли. «Если мы обратимся к опыту западных стран, вводивших санкции в отношении России, то их не смущало рассмотрение этого вопроса парламентами в течение нескольких месяцев», – отмечает она. По ее словам, большинство экспертов не поддержало бы меру в таком виде, речь бы шла о санкциях личного характера, а не «против потребительского рынка и беднейших слоев населения».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что закон будет отвергнут, даже если депутаты пойдут в Конституционный суд. Но эти шаги оппозиционеров, по его словам, могут зародить сомнения в действенности антисанкционных мер. Официально говорится, что санкции – это ответ на политику Запада, здесь же выдвигается альтернативная точка зрения, что санкции бьют по самим россиянам, отмечает эксперт. «Здесь ущемляются те права, которые им важны, – социальные права граждан на достойную жизнь. А если правительство собирается ограничивать импорт лекарств, то это нарушение права на здоровье», – отмечает Макаркин.
К чему привели российские контрсанкции
С 7 августа в ответ на санкции США, Австралии, Норвегии и стран ЕС Россия ввела запрет на ввоз агропродукции из этих стран: мяса, колбас, рыбы, морепродуктов, овощей, фруктов.
Инфляция
Такое решение спровоцировало рост цен на товары: из-за того, что Россия отказалась от поставок из Европы, она была вынуждена покупать аналогичные продукты из стран Латинской Америки и Ближнего Востока. По данным Росстата, инфляция в России за неделю с 12 августа по 18 августа составила 0,1%. Цены на свинину за три недели августа выросли на 0,8%, цены на курицу с 29 июля по 18 августа поднялись на 2,6%. С 29 июля по 18 августа цены на сливочное масло и сычужные сыры выросли на 0,3% и 0,1% соответственно. По данным Минэкономразвития, цены на продовольствие только из-за санкций выросли 1,4-1,5%.
В новогодние праздники, по данным Росстата, цены выросли на 0,8%. Продукты питания подорожали сильнее: цены на огурцы выросли на 14,9%, на капусту – на 11,1%, на морковь, лук и помидоры – на 6,3 – 7,7%, на картофель – на 5,3%, на сахар – на 5,9%, на рис – на 3,4%. По прогнозам Минэкономразвития, в этом году цены на продукты питания поднимутся на 23,5-23,8% в годовом исчислении.
Реэкспорт
Продовольственное эмбарго оказалось на руку ближайшим соседям России Белоруссии и Казахстану, с которыми таможенные границы почти отсутствуют. По оценке главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, после введения санкций доля контрабандных поставок мяса составила 10% от всего потребления россиянами. Запрещенные продукты ввозились либо через Петербург под видом товаров прикрытия, либо через Белоруссию. Таким образом, из ЕС было незаконно ввезено около 7,5 тыс. т мяса, говорил Данкверт.
К октябрю 2014 года самый масштабный рост мясных поставок в Россию был зафиксирован из Аргентины (на 146%), Новой Зеландии (на 44%) и Никарагуа (173%). Лидером роста стал Казахстан: поставки оттуда выросли почти в 6 раз. Белоруссия увеличила поставки мяса на 32%.
Глава холдинга «Мираторг» Виктор Линник оценивал контрабанду мяса в России после введения санкций в 50% от всего ввоза. На встрече с руководителями государственных ветеринарных служб Белоруссии и Казахстана 11 ноября он заявлял, что Россельхознадзор обратился в Интерпол и Еврокомиссию в связи с многократными случаями контрабанды мяса с территории Евросоюза.
При участии Степана Опалева