М.Саакашвили: Грузия не пойдет на конфедерацию с Абхазией
М.Саакашвили также подчеркнул, что Тбилиси "нечего уступать в Абхазии, оттуда выгнали все грузинское население, отняли дома, в них живут какие-то люди из России, которые не имеют на это никакого права".
Он в который раз предупредил россиян, чтобы они не приобретали имущество на территории Абхазии и учли опыт "некоторых своих соотечественников, купивших имущество в Аджарии". "Где оно сейчас, где эти россияне, и где их друг Аслан Абашидзе? Они закупали в Батуми квартиры, а сейчас Абашидзе гостит на их квартирах и дачах в Москве", - заявил грузинский президент.
Он также сказал, что власти Грузии "никогда не смирятся с тем, что кто-то будет откусывать части наших территорий, мы и так маленькая страна", и добавил: "Мы не приглашаем сепаратистов вернуться в Грузию, мы сами вернемся в Абхазию".
Для справки: конфедерация – это союз государств, сохраняющих независимость, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих совместно полномочия. Если федерация представляет собой единое союзное государство, части которого являются государственными образованиями в его составе, то конфедерация — союз государств, лишь в определенной части ограниченных полномочиями, переданными конфедерации. Государства-члены сохраняют свои органы государственной власти и свое законодательство. И наоборот — конфедерация не имеет своего развитого конфедерального права. Конфедерациями по своей форме являются Швейцария и Европейский союз.
Что же касается другой неподконтрольной официальному Тбилиси территории, Южной Осетии, то президент Грузии заявил журналистам, что 26 января с трибуны ПАСЕ в Страсбурге он озвучит предложения для "бывшей автономной области Южная Осетия" о предоставлении ей гарантий самоуправления в составе единого грузинского государства.
Он сказал: "Южной Осетии будет предложен конкретный статус, гарантировано самоуправление, национальное и культурное развитие, право на образование, экономическое развитие в рамках грузинского государства". М.Саакашвили обещал, что для защиты интересов осетин у Южной Осетии будет депутатская квота в парламенте Грузии.
Президент назвал эти предложения "ценой за признание Южной Осетией того факта, что она является частью Грузии, что Грузия должна контролировать грузино-российскую границу, и что законы Грузии распространяются на всю территорию страны, включая и этот регион". Он заверил, что предоставление статуса Южной Осетии - это "не шаг к раздроблению Грузии, а шаг к ее мирному объединению".
Пока официальный Тбилиси не устает делать заявления по поводу необходимости поставить под грузинский контроль непризнанные республики Абзахию и Южную Осетию, руководство этих государств не перестает заявлять о невозможности на данном этапе вести переговоры с Грузией: Абхазия ждет инаугурации нового президента, которая, как ожидается, пройдет в начале февраля. А ситуация в Южной Осетии и так осложнилась в связи с недавними взаимными захватами заложников на границе с Грузией.
Что же касается ПАСЕ, то стоит напомнить, что недавно Группа мониторинга этой европейской организации в преддверии заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге 25 января распространила доклад о ситуации в Грузии, где выразила свое удовлетворение борьбой новых властей страны с коррупцией, но в то же время - и недовольство методами борьбы.
Группа мониторинга указала также на невыполнение Грузией рекомендаций Совета Европы. В частности, речь идет об ограничении прав Аджарии как автономной республики; о слишком широких полномочиях президента и ограниченных - парламента и правительства Грузии; о недопустимости такой практики, как процессуальные сделки, когда коррумпированные чиновники, передав бюджету конкретную сумму, освобождаются от уголовной ответственности; о нарушении прав человека и так далее.
Доклад группы мониторинга ПАСЕ вызвал в стране большой резонанс, на что президент Грузии ответил: "Это просто смешно и позорно, что вокруг рекомендаций Совета Европы поднят такой шум. Эти люди еще не поняли, что такой международной поддержки, как сейчас, у Грузии никогда не было и, наверно, никогда уже не будет", - сказал М.Саакашвили. Вместе с тем он подчеркнул: "Это хорошо, что различные организации дают нам рекомендации, но решать будем мы".
Затрагивая тему Абхазии, Тбилиси готов предоставить ей в будущем возможность "независимого правления", сбора налогов и военной службы абхазов на родине, отобрав у Сухуми оборону, внешнюю политику, охрану границ, таможню и борьбу с преступностью. Субъекту федерации также запрещается иметь свои вооруженные формирования.
Как считают грузинские эксперты, управлять Абхазией должен парламент, но в случае настойчивых требований населения не исключается введение поста президента Абхазии (не обязательно абхаза по национальности, как записано в нынешней конституции непризнанной республики). Одним словом - Абхазия будет обладать всеми признаками государственного устройства, а суверенитет будет ограничен. У Абхазии будут все права, кроме одного – права независимого государства.
В заключение отметим, что после того, как Тбилиси удалось установить контроль над другой мятежной территорией, Аджарией, там было арестовано всё имущество бывшего руководства республики, некоторые из его представителей были посажены за решетку. Сама республика была лишена конституции и поста президента, а первое лицо, премьер-министр, теперь утверждается парламентом Грузии.