Ректор МФТИ заявил, что удивлен санкциями США
Московский физико-технический институт (МФТИ) благодаря ведущим позициям в мировых академических рейтингах сотрудничает с частными и государственными компаниями в России и за границей. Об этом заявил РБК ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, комментируя решение Минторга США внести вуз в санкционный список.
«Мы удивлены решением официальных властей США», — сказал он. Ливанов отметил, что заказчиками фундаментальных исследований и прикладных разработок МФТИ «являются многие коммерческие и государственные компании как в России, так и по всему миру».
Ливанов выразил надежду, что наложенные санкции не помешают МФТИ сотрудничать в академической сфере с университетами и научными институтами США и вуз сможет «и впредь выстраивать плодотворное сотрудничество с ведущими мировыми учеными и исследовательскими центрами на благо развития глобальной науки».
МФТИ сотрудничает с французскими институтами Grenoble Institute of Technology и École Polytechnique. С учебными заведениями МФТИ заключил соглашения о двойных дипломах, включающее годовое обучение за рубежом.
РБК направил запросы в École Polytechnique и Grenoble Institute of Technology.
Министерство торговли США внесло институт в санкционный список 24 ноября, в ведомстве пояснили, что причиной стала разработка МФТИ военной продукции для военного заказчика.
До этого косвенно под санкции попадал МГТУ им. Н.Э. Баумана — в декабре 2020 года, как сообщала газета «Ведомости», вуз получил официальное письмо от официального дистрибутора Microsoft, компании «Софтлайн», в котором сообщалось, что из-за новых экспортных ограничений против России, Китая и Венесуэлы, компания не может участвовать в тендерах, так как технологии могут быть использованы для конечных военных целей. В Бауманке тогда поясняли, что вуз готовит инженеров-специалистов широкого профиля, которые работают в том числе и на иностранные компании.
Помимо МФТИ в список включили также компании из КНР и Пакистана, которые США считают причастными к модернизации Народной армии Китая, а также ядерной программе Пакистана. Глава министерства Джина Раймондо также пояснила, что такая мера должна помешать передаче американских технологий Москве. «Международная торговля должна способствовать миру, процветанию и созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест, а не рискам для безопасности», — добавила она.
Включенный в санкционный список ряд компаний из Китая и Пакистана Минторг США подозревает в причастности к модернизации вооруженных сил КНР и разработке ядерной программы Пакистана. Раймондо отметила, что ядерная программа Исламабада «небезопасна».
Американское Бюро промышленности и безопасности (BIS) опубликовало в конце декабря 2020 года правила, на основании которых будут применяться ограничения на экспорт в отношении ряда организаций из России, которые были ранее признаны как «конечные военные пользователи»: например, «Роскосмос» и «Росатом». Документ предполагал, что поставки США определенных товаров и технологий производства для России станут невозможны.
Понятие «конечный военный пользователь» включает в себя не только вооруженные силы, но и национальную полицию, гвардию, разведку, а также любого человека или организацию, действия которых «предназначены для поддержки военного использования». Это позволило признать «конечными военными пользователями» гражданских производителей.
При этом одно из основных последствий включения в список — необходимость лицензии Минторга США для поставок в адрес оказавшихся в реестре организаций. BIS же будет следовать политике отказа. Среди товаров, которые попадают под ограничения, есть химикаты, генераторы для атомных электростанций, электронные устройства, программное обеспечение, различное оборудование для морских судов, а также для самолетов.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков тогда выразил сожаление о принятом решении, назвав его «пинком» для и без того плохих отношений между странами. «Это очередной враждебный шаг по отношению к России», — оценил он.