Почему Россию, Китай, Турцию и Венгрию не пригласили на саммит демократий
Кого США позвали обсудить проблемы демократии
Госдепартамент США опубликовал список 110 стран, лидеры которых приглашены на «Саммит за демократию». Он пройдет в виртуальном режиме в Вашингтоне 9–10 декабря. Список приглашенных включает либеральные демократии, более слабые демократии и несколько государств, которым присущи авторитарные черты, отметил в своем отчете эксперт Фонда Карнеги Стивен Фельдстайн. 77 стран мира считаются «свободными», то есть полностью демократическими, согласно рейтингу американской неправительственной организации Freedom House за 2021 год, еще 31 страна — «частично свободные», согласно тому же рейтингу, а трое из приглашенных участников возглавляют страны, входящие в группу «несвободных».
Из постоянных членов Совета Безопасности ООН приглашения не получили Россия и Китай. Из стран Европейского союза не получила приглашение Венгрия, а из союзников США по НАТО — Турция. Из постсоветских стран приглашение получили Армения, Грузия, Молдавия и Украина.
Почему Россию и Китай возмутил список участников
Москва и Пекин раскритиковали такой выбор США. Москва негативно относится к планам Вашингтона провести «Саммит за демократию» и видит в этом попытку провести новые разделительные линии, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Еще до того как был обнародован список стран — участников саммита, Москва просила своих союзников проигнорировать его, рассказал РБК дипломатический источник. Однако, например, Армения этот призыв проигнорировала — премьер-министр Никол Пашинян уже подтвердил свое участие в форуме.
После закончившейся год назад второй карабахской войны баланс сил на Южном Кавказе изменился — Баку явно сильно сблизился с Анкарой, с Грузией у России нет дипломатических отношений с 2008 года, так что последней страной-союзником оставался Ереван, обращает внимание политолог Алексей Макаркин.
Пекин решительно выступил против приглашения на саммит Тайваня, который считает китайской территорией (хотя Китай не имеет над ней контроля). Неделей ранее на переговорах с лидером КНР Си Цзиньпином президент США Джо Байден выразил приверженность принципу «одного Китая», в соответствии с которым официальные переговоры возможны только с представителями Пекина. Приглашением Тайваня на саммит этот принцип нарушается, заявил в среду представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
Китайские и российские власти очень внимательны к символике и статусу в международных отношениях, поэтому их реакция на саммит была довольно резкой, говорит эксперт Института Кеннана Игорь Зевелев.
Зачем проводится саммит
Саммит «продемонстрирует одну из уникальных сильных сторон демократии — способность признать ее недостатки и противостоять им открыто и прозрачно», будет посвящен вызовам и возможностям, с которыми сталкиваются демократии, и предоставит лидерам платформу для объявления как индивидуальных, так и коллективных обязательств, реформ и инициатив по защите демократии и прав человека в их странах и за рубежом, говорится в официальном заявлении Госдепартамента. Планируется, что обсуждаться будут три ключевые темы: защита от авторитаризма, противодействие коррупции и борьба с ней, содействие уважению прав человека.
Во внешней политике любой администрации США присутствуют два компонента — жесткое отстаивание национальных интересов и преследование геополитических целей, то есть это политика в духе политического реализма, в которой в то же время в большей или меньшей степени присутствует компонент либеральных ценностей, который выражается в международной поддержке демократии и прав человека, напомнил Зевелев. Международная поддержка демократии и прав человека в США институционализирована в виде обязанностей Госдепартамента публиковать доклады о состоянии прав человека в мире, напомнил эксперт. Байден начал свой президентский срок в очень прагматическом ключе, жестком отстаивании национальных интересов, теперь он должен сбалансировать такой подход риторикой о демократии и правах человека и их поддержкой в глобальном масштабе, объясняет логику проведения саммита Зевелев.
Демократическая администрация продолжает прилагать усилия для восстановления и укрепления отношений с союзниками, которые были подпорчены во время президентства Дональда Трампа, добавляет Макаркин. «Когда пришли демократы, их задачей в первую очередь стало вернуть доверие своих союзников, показать, что Америка никуда не ушла, она не будет распускать НАТО и так далее. Надо показать, что Америка остается надежным союзником и что для Америки ее традиционные партнеры значимы. И это надо было облечь в какую-то идеологическую рамку. И такой рамкой стала тема поддержки мировых демократий», — говорит эксперт. Макаркин также полагает, что состав предстоящего саммита говорит о том, что Вашингтон решил отказаться от «экспорта демократий» и хочет сосредоточиться на укреплении их там, где они уже есть.
Почему саммит пройдет без Турции и Венгрии
Восемь из приглашенных стран находятся на низких позициях в рейтингах политических свобод. К этой группе Фельдстайн отнес Анголу, Демократическую Республику Конго, Ирак, Кению, Пакистан, Сербию и Замбию. Еще в четырех странах, отмечает он, идет откат от демократических свобод — это Бразилия, Индия, Филиппины и Польша. При составлении списка участников принималась во внимание региональная динамика — на Ближнем Востоке ведущая демократия Израиль, составить компанию этой стране на саммите мог бы Тунис, но там произошел переворот, а приглашать только Израиль было бы политически неправильно, поэтому был приглашен и Ирак, описывает логику администрации Байдена эксперт Фонда Карнеги. Учитывались и стратегические интересы — Пакистан важен как союзник по борьбе с международным терроризмом, Филиппины важны в контексте сдерживания Китая, а Украина — России, продолжает он.
Неприглашение Венгрии и Турции Фельдстайн объясняет как тенденциями в политическом развитии этих стран, так и нежеланием администрации Байдена демонстрировать поддержку Виктору Орбану и Реджепу Тайипу Эрдогану незадолго до выборов (в Венгрии выборы пройдут в 2022 году, в Турции — не позднее 2023 года). При этом большинство экспертов не ожидает от «Саммита за демократию» каких-то реальных результатов, тем более что он будет проводиться в режиме онлайн и имеет скорее символическое значение, заключает Зевелев.