В Госдуме предложили прекратить авиасообщение с Турцией
Вице-спикер Госдумы Николай Левичев направил в Росавиацию запрос о немедленном прекращении авиасообщения между Россией и Турцией, пока не будут приняты меры по устранению любых возможных источников террористической угрозы в турецких аэропортах.
Национальный авиаперевозчик Турции Turkish Airlines в настоящее время осуществляет рейсы из Стамбула и других турецких городов в целый ряд населенных пунктов, находящихся в зоне повышенной террористической опасности, говорится в запросе депутата (есть в распоряжении РБК). Одновременно из этих же турецких аэропортов осуществляется отправление самолетов в различные российские города, сказал Левичев.
По мнению вице-спикера от «Справедливой России», в условиях, когда отношение властей Турции к террористической группировке «Исламское государство» (запрещена на территории РФ) нельзя называть негативным, существует высокий риск проникновения боевиков в турецкие аэропорты, что может привести к повышению террористической угрозы для российских самолетов.
Вице-спикер от «Единой России» Андрей Исаев считает, что позицию по данному вопросу должен сформулировать президент Владимир Путин. По его словам, не дело депутатов подталкивать президента. Нужно дождаться результатов расследования этой ситуации, добавил он.
В России с 6 ноября действует запрет на авиасообщение с Египтом, введенный после падения пассажирского самолета А321 над Синаем. Находящихся в Египте туристов тогда же начали возвращать обратно в Россию. Позже Россия признала, что причиной падения самолета 31 октября стал теракт.
Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 потерпел крушение в Сирии у границы с Турцией. Минобороны подтвердило потерю самолета. В официальном сообщении было сказано, что Су-24, вероятнее всего, был сбит с земли. Минобороны Турции заявило о том, что сбило военный самолет, нарушивший воздушное пространство страны, не уточнив при этом его принадлежность.
Кремль не комментировал возможные последствия падения самолета. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал дождаться уточнения информации, но подчеркнул, что предположительно бомбардировщик был сбит над территорией Сирии. Как ожидается, президент прокомментирует сообщения о сбитом Су-24 на встрече с королем Иордании.
Вице-спикер Левичев уже назвал действия Турции прямой поддержкой страной запрещенного «Исламского государства». «В условиях, когда мировое сообщество начинает полноценную борьбу с терроризмом, рассадником которого стали занятые ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. — РБК) территории Сирии, Турция проявляет солидарность с террористами и сбивает наш самолет над территорией Сирии», — заявил Левичев.
Позицией Турции возмущены и в верхней палате парламента. Впервые за весь период проведения антитеррористической операции в Сирии Россия получила удар в спину от партнера, от страны, которую считала дружественной, сказал РБК член комитета Совфеда по международным делам Игорь Морозов. Он отметил, что данный инцидент предполагает «кардинальные изменения в корректировке курса» — и не только двусторонних отношений России и Турции.
При этом, по словам сенатора, наземной операции в Сирии «не будет ни при каких обстоятельствах». Возможны спецоперации, но только силами специальных подразделений, которые готовятся для подобных задач. Но это возможно только в рамках общего решения на Совбезе ООН, подчеркнул Морозов.
Он согласился с коллегами из нижней палаты, что министру иностранных дел Сергею Лаврову надо не отказываться от поездки в Турцию, запланированной на среду, а наоборот, воспользоваться ситуацией и изменить повестку. «На сегодня это — тема номер один», — подчеркнул сенатор.
В первую очередь необходимо выяснить, кто отдал приказ сбивать российский самолет: это американское влияние или НАТО, которое приняло решение обострить ситуацию, или это собственные амбиции Турции, сказал сенатор.
Самолет был сбит с воздуха — самолетами противовоздушной обороны, а несколько дней назад в этот район на турецкий аэродром были переданы две пары истребителей ПВО F-16, отметил он. Это значит, что турки готовились к этому, сделал вывод Морозов.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич в разговоре с РБК допустил, что российский самолет действительно мог залететь в воздушное пространство Турции по ошибке. Во время операции в Афганистане такое случалось, кроме того, российские военнослужащие по ошибке пересекали границу Ирана и Пакистана, однако все решалось на уровне нот протеста и переговоров, подчеркнул он. Ответных действий, подобных поведению Турции, на его памяти не было.