В Госдуме обвинили Турцию в поддержке террористов
Российские политики отреагировали на инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым в районе турецкой границы.
«В условиях, когда мировое сообщество начинает полноценную борьбу с терроризмом, рассадником которого стали занятые ИГИЛ территории Сирии, Турция проявляет солидарность с террористами и сбивает наш самолет над территорией Сирии», — заявил член международного комитета Госдумы, вице-спикер Думы от «Справедливой России» Николай Левичев.
«Этот акт агрессии сопоставим с атакой на другой российский самолет в небе над Синаем, — полагает Левичев. — Сейчас, когда очевидна связь Анкары с ИГИЛ, нам необходимо минимизировать угрозу для наших граждан в Турции. Для этого целесообразно прекратить авиасообщение с этой страной, эвакуировать находящихся там россиян».
По его словам, стоит задуматься о немедленном отзыве нашего посла из Анкары для консультаций в Москву. Левичев обещает также отправить запрос в Росавиацию с требованием немедленно прекратить авиасообщение с Турцией.
Воздушное пространство Турции нарушается регулярно — таковы особенности расположения стран Ближнего Востока, подчеркивает первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ). Поэтому, полагает он, Турция осознанно пошла на обострение. «Турция поставляет террористам оружие и боеприпасы и враждебно относится к тем, кто поддерживает правительственные силы», — говорит Калашников.
Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов (КПРФ) уверен, что российский самолет не залетал в воздушное пространство Турции. По его мнению, турецкой стороне не стоило применять оружие, а надо было посадить самолет и разобраться. «И хорошо было бы поделиться воздушным пространством, мы же защищаем и их интересы», — добавил депутат.
Роль России в борьбе с ИГИЛ наиболее заметна, российский самолет не наносил вреда Турции, реакция турецких военных неадекватна сложившейся ситуации, считает депутат, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаил Старшинов («Единая Россия»).
Председатель комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий считает, что визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Турцию (намечался на среду) вряд ли отменится. По мнению депутата, к вооруженному обострению между Россией и другими странами ситуация не приведет.
Член комитета по СНГ Василий Лихачев считает, что не надо спешить с выводами и накалять обстановку. «Сперва нужно собрать полную информацию. Я думаю, российские дипломатические службы в Турции и соседних странах уже получили задание расследовать этот инцидент, надо выяснить, есть ли там какая-то ошибка или нет», — заявил он РБК.
Позицией Турции возмущены и в верхней палате парламента. Впервые за весь период проведения антитеррористической операции в Сирии Россия получила удар в спину от партнера, от страны, которую считала дружественной, сказал РБК член комитета Совфеда по международным делам Игорь Морозов. Он отметил, что данный инцидент предполагает «кардинальные изменения в корректировке курса» — и не только двусторонних отношений России и Турции.
При этом, по словам сенатора, наземной операции в Сирии «не будет ни при каких обстоятельствах». Возможны спецоперации, но только силами специальных подразделений, которые готовятся для подобных задач. Но это возможно только в рамках общего решения на Совбезе ООН, подчеркнул Морозов.
Морозов согласился с коллегами из нижней палаты, что Лаврову надо не отказываться от поездки в Турцию, запланированную на среду, а наоборот, воспользоваться ситуацией и изменить повестку. «На сегодня это тема номер один», — подчеркнул сенатор. В первую очередь необходимо выяснить, кто отдал приказ сбивать российский самолет: это американское влияние или НАТО, которое приняло решение обострить ситуацию, или это собственные амбиции Турции, сказал сенатор.
Самолет был сбит с воздуха — самолетами противовоздушной обороны, а несколько дней назад в этот район на турецкий аэродром были переданы две пары истребителей ПВО F16, отметил он. Это значит, что турки готовились к этому, добавил Морозов.
Первый заместитель председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич в разговоре с РБК допустил, что российский самолет действительно мог залететь в воздушное пространство Турции по ошибке. Во время операции в Афганистане такое случалось, кроме того, российские военнослужащие по ошибке пересекали границу Ирана и Пакистана, однако все решалось на уровне нот протеста и переговоров, подчеркнул он. Ответных действий, подобных поведению Турции, на его памяти не было.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал информацию о падении российского самолета «серьезным инцидентом» и отказался детально обсуждать тему с журналистами, сославшись на то, что пока нельзя говорить о причинах этого события.
«Можно предположить, что этот вопрос так или иначе будет затрагиваться на встрече с королем [Иордании]», — сказал Песков. Во вторник Путин встречается в Сочи с королем Иордании Абдаллой II.
«Пока мы от Минобороны причины падения нашего боевого самолета не слышали. Мы знаем достоверно, что самолет находился в воздушном пространстве Сирии», — подчеркнул Песков. Он отметил, что в заявлении военного ведомства используется формулировка «предположительно» сбит, поэтому до уточнения информации обсуждать реакцию России бесполезно.
Турецкая сторона заявила, что военный самолет был сбит с воздуха на территории Турции после неоднократного нарушения воздушного пространства. Минобороны заявило, что самолет был сбит с земли и на территории Сирии.
«Не имея полной информации, говорить об этом неверно», — резюмировал Песков.