Мандат доверия: что ждет Казахстан после президентских выборов
Выборы без альтернативы
Провести выборы главы государства досрочно, а не в 2016 году, как это планировалось, предложила 14 февраля Ассамблея народа Казахстана, председателем которой является президент Нурсултан Назарбаев. Члены ассамблеи заявили, что «в условиях нарастающего мирового экономического кризиса» президенту «необходимо дать новый мандат общенационального доверия». «Очень сильна в народе была просьба, обращение ко мне с тысячами подписей, и поэтому пришлось согласиться с мнением народа», — объяснял Назарбаев свое согласие провести выборы досрочно. «Мои личные планы были совсем другие, честно говоря. Я руковожу Казахстаном, может быть, пора менять декорацию?» — говорил в марте президент, бессменно возглавляющий страну с 1989 года (с 1984 года возглавлял совет министров республики в составе СССР) и в 2010 году получивший титул елбасы — лидера нации.
Эти выборы будут четвертой подряд электоральной кампанией, проведенной раньше срока, отмечает ОБСЕ. Предвыборных дебатов в кампании не предусмотрено. Назарбаев в агитационных мероприятиях участия не принимает — за него агитируют доверенные лица. Предыдущие выборы в 2011 году Назарбаев выиграл с 95,55% голосов. Явка тогда составила 89,99% избирателей.
Предстоящее голосование — это референдум о доверии президенту, цель которого показать гражданам Казахстана и мировому сообществу, что независимо от геополитического кризиса вокруг России президент и его команда крепко стоят на ногах, говорит руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
Право поучаствовать в кампании казахстанский ЦИК после отсева на стадии сбора подписей (нужно было предоставить 93 тыс.) и сдачи экзамена по языку предоставил двум кандидатам: Турсуну Сыздыкову, представляющему парламентскую Коммунистическую народную партию, и Абельгази Кусаинову, самовыдвиженцу, председателю Федерации профсоюзов. Оба участвуют в президентских выборах впервые. Соперники в своих предвыборных выступлениях курс Назарбаева не критикуют. Кусаинов, до того как возглавил профсоюзы, занимал пост министра транспорта и главы Карагандинской области, где также возглавлял отделение президентской партии «Нур Отан». В своей программе он основное внимание уделяет экологии. Предвыборная платформа Сыздыкова основана на марксистско-ленинском учении. В ней нет ни одного предложения по реформам в Казахстане. Основное внимание кандидат уделяет негативному влиянию западной культуры и ценностей, в частности фастфуду, который является «наиболее уродливой формой воплощения вульгарного индивидуализма в бытовой культуре». На выборах 2011 года кандидат от КНПК Жамбыл Ахметбеков получил 1,36% голосов.
В кампании нет конкуренции личностей и политических программ, участие двух кандидатов скорее соблюдение формальной стороны избирательного процесса, говорит казахстанский политолог Андрей Чеботарев. Он отмечает, что Кусаинов вопреки тому, что возглавляет профсоюзы, не касается социально-трудовых отношений.
Неотложная экономика
В предвыборной программе Назарбаев отмечает, что обрушение цен на мировых рынках энергоресурсов и металлов резко увеличило глобальные и региональные экономические риски, негативное влияние ощущается в экономиках практически всех стран мира и Казахстан не исключение. Для преодоления кризиса он предлагает провести пять институциональных реформ.
Реформы Назарбаева
Первая касается госслужащих: их корпус должен стать автономным от политических процессов и протекционизма, руководители должны начинать с низов, новая система оплаты труда должна оценивать результативность работы.
Вторая — судебной и правоохранительной систем, которые должны стоять на страже интересов частной собственности, соблюдения прав и свобод граждан, декларирует Назарбаев. Судьи при назначении должны будут иметь не менее пяти лет стажа работы в суде, а не нотариусом или в МВД, а в полиции должна быть внедрена новая система отбора.
В экономике Назарбаев считает необходимым ускоренное формирование среднего класса. Нужны индустриализация и диверсификация экономики. Ключевым направлением является развитие сферы услуг, туризма, развитие малого и среднего бизнеса, правовой защиты собственности граждан, либерализации таможенных и импортно-экспортных процедур в Евразийском экономическом союзе. Процесс создания финансового центра в Алма-Ате должен ускориться.
В числе пяти реформ — усиление казахстанской идентичности, которая должна основываться на принципе гражданства. Казахам как государствообразующей нации отводится интегрирующая роль. Залог консолидации общества, по Назарбаеву, в развитии триединства казахского, русского и английского языков, а объединяющей идеей для всех казахстанцев должна быть евразийская идея, «которая реально синтезирует в казахстанце лучшие качества и азиата и европейца».
В целом ситуацию Назарбаев оценивает положительно: за четыре года достигнуты все цели предвыборной кампании 2011 года, объем ВВП в среднем ежегодно увеличивался на 5,7%. В 2012 и 2013 годах экономика Казахстана выросла на 5% и 6% соответственно, в 2014 году — на 4,3%, приводит президент официальные данные. По оценкам Bank of America Merrill Lynch, в 2015 году казахстанский ВВП вырастет на 1%. Агентство Moody's ожидает роста ВВП Казахстана на уровне 1,5% в 2015 году, 2,2% в 2016 году и 3,3% в 2017 году.
Основные вызовы перед страной будут стоять в сфере экономики — уже довольно долго идут дискуссии, будет ли девальвирована национальная валюта тенге или нет, говорит Чеботарев. В феврале 2014 года национальный банк уже девальвировал национальную валюту. В Казахстане ждали вторую волну девальвации весной этого года. Однако вместо девальвации решили провести выборы и отложить непопулярное решение на послевыборный период, говорил РБК казахстанский эксперт Досым Сатпаев.
Реальный обменный курс тенге переоценен, и Казахстану придется снизить номинальный курс на 30%, считают аналитики Bank of America Merrill Lynch. Виной тому девальвация рубля, приведшая к ухудшению условий торговли с Россией, и падение цен на нефть, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование банка. По оценке банка, к концу года курс казахстанской валюты опустится до 250 тенге за доллар (сейчас 185,65 тенге). Но во избежание политической дестабилизации монетарные власти пойдут на девальвацию только после президентских выборов, которые назначены на 26 апреля, говорится в докладе.
Moody's Investor Service в марте подтвердило кредитный рейтинг Казахстана и рейтинг обязательств правительства на уровне Baa2. Однако прогноз по рейтингу был изменен с «позитивного» на «стабильный». Агентство указывает, что причиной изменения прогнозов послужило снижение цен на нефть, замедление роста в России и Китае, рост долларизации казахстанского банковского сектора и снижение доверия к тенге.
Политика потом
Политические реформы Назарбаев обещает только по окончании экономических и институциональных, о чем говорится в пятом пункте программы, посвященном созданию транспарентного и подотчетного государства. Со временем властные полномочия будут передаваться институтам гражданского общества, а по мере достижения позитивных результатов можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов. Нарушение принципа «сначала сильное государство и экономика, а потом политика», по словам Назарбаева, ведет к катастрофам, «разламывает» общества.
В сфере внутренней политики очень невысока вероятность кардинальных изменений, говорит Мадина Нургалиева, руководитель представительства казахстанского Института стратегических исследований при президенте в Алма-Ате. В казахстанском социуме запрос на демократизацию пока не выражен четко и масштабно, продолжает эксперт: чаще всего требования каких-либо изменений исходят от конкретной целевой группы и направлены на решение ее узких потребностей.
Сейчас в Казахстане сильная президентская власть с большим влиянием либерализированной экономики, говорит Грозин, именно этим объясняется лидирующее положение страны в регионе. В последние полтора-два года, по словам эксперта, наметилась тенденция на формирование запроса на перераспределение власти. Все последние годы в экспертных кругах обсуждают и вопрос о передаче власти от Назарбаева, которому в июле исполнится 75 лет. Однако, по замечанию Грозина, казахстанская элита предпочитает говорить не о персоналиях преемника, а о транзите на уровне институтов. Тем не менее, уверен эксперт, политические изменения произойдут: в силу возраста новый срок может стать для Назарбаева последним.
Часто обсуждаются потенциальные кандидатуры преемника и механизмы реализации транзита власти начиная от модели «тандем Путин — Медведев» до введения института вице-президента, говорит Нургалиева. Однако, по ее словам, сложно говорить об альтернативе действующему президенту, поскольку очень многое сосредоточено на его конкретной персоне как во внешней, так и во внутренней политике.
Внешний баланс
Одним из первых поддержку на выборах выразил Назарбаеву президент России Владимир Путин. «Для всех, кто любит Казахстан, для всех, кто дорожит его стабильным, поступательным и очень заметным развитием <...> важно в эти дни поддержать президента Казахстана», — заявил Путин 20 марта, находясь в Астане. Однако в отношениях между странами в последнее время наблюдаются сложности. Сокращается взаимная торговля: в 2014 году на 20,7% по сравнению с 2013 годом. В марте Астана запретила продавать российские мясные продукты, в апреле — молочные продукты ряда производителей. В России были изъяты из продажи арбузы, свекла и молочная продукция, импортированные из Казахстана.
Чеботарев уверен, что нацеленность на евразийскую интеграцию сохранится, но акцент в работе будет сделан на проработку регламента движения товаров, чтобы избежать «торговых войн». По мнению Грозина, избежать их вряд ли удастся, так как для усиления интеграции национальным правительствам необходимо активнее делегировать полномочия союзному органу, а никто пока не готов переуступать полномочия.
В целом изменений внешнеполитического курса Казахстана ждать не стоит, уверен Грозин: все годы правления Назарбаев проводит многовекторную внешнюю политику. Отклоняться от нее он и его преемник не будут, уверен Грозин. Основными вызовами министр иностранных дел Ерлан Идрисов называл сложную геополитическую ситуацию на евразийском пространстве, в частности вокруг Украины, нестабильность на мировом рынке углеводородов, угрозы безопасности в связи с выводом сил международной коалиции из Афганистана, усиление деятельности террористических групп и другие вызовы. Если говорить о российском влиянии, то с точки зрения экономического и финансового влияния Москва не может составить конкуренцию Китаю, но с точки зрения безопасности альтернативы России нет, резюмирует Грозин.