Срок для президента: за что Радована Караджича осудили на 40 лет
Наказание через 21 год
Лишение свободы на 40 лет, к которому приговорил Караджича трибунал в Гааге, фактически означает для 70-летнего серба пожизненный срок. Приговор Международного трибунала по бывшей Югославии завершил процесс бывшего лидера боснийских сербов, продолжавшийся с 2009 года. В ходе разбирательств были заслушаны 586 свидетелей обвинения, доказательства вины Караджича заняли несколько миллионов страниц.
Караджич обвинялся по 11 пунктам, среди которых — геноцид, преступления против человечности, нарушение законов и обычаев войны. Только по одному пункту он был оправдан: судьи постановили, что насильственное выселение сотен тысяч хорватов и боснийских мусульман из семи боснийских городов в 1992 году не является геноцидом.
По главному обвинению — геноциду 8 тыс. боснийских мусульман в Сребренице — суд счел вину Караджича доказанной. Бывшего лидера боснийских сербов также признали виновным в преступлениях против человечности во время осады Сараево в 1992–1996 годах, когда при обстрелах города погибли тысячи мирных жителей. Суд признал Караджича виновным и в том, что он взял в заложники 284 миротворца ООН и использовал их в качестве живого щита, чтобы предотвратить авиаудары сил НАТО по сербским позициям.
Reuters отмечает, что Караджич стал самым высокопоставленным осужденным представителем власти в Европе со времен Нюрнбергского процесса. Президент Югославии Слободан Милошевич, который ранее также представал перед трибуналом в Гааге, скончался в 2006 году, не дождавшись приговора.
Сам Караджич так и не признал своей вины и до последнего пытался оправдываться. «Легко убедиться, что в той ситуации я, как президент, не мог сделать ничего больше того, что сделал, а моя постоянная борьба за сохранение мира, предотвращение войны и уменьшение страданий всего народа вне зависимости от религиозной принадлежности заслуживает уважения, а не преследования», — говорил Караджич накануне приговора в интервью онлайн-изданию Balkan Investigative Reporting Network.
Лидер боснийских сербов
Политическая карьера Караджича, на тот момент практикующего психиатра, началась в конце 1980-х годов, когда стало понятно, что федеративная Югославия разваливается. В Боснии и Герцеговине существовали три крупные общины — сербов, хорватов и мусульман-боснийцев. В 1989 году Караджич стал одним из основателей Сербской демократической партии (СДП), которая позиционировала себя как защитница интересов сербского населения Боснии и выступала за создание Великой Сербии — объединение всех районов Югославии с сербским населением в одно государство.
Осенью 1991 года СДП начала формировать по всей территории Боснии «автономные сербские регионы». После объявления независимости Боснии от Югославии в октябре 1991 года в городе Баня-Лука был сформирован сербский парламент, который провел в сербских общинах Боснии референдум, на котором 98% проголосовавших высказались за то, чтобы остаться в составе Югославии. Вскоре после референдума на сербских землях Боснии была провозглашена Республика Сербская, а лидер сербской националистической партии Караджич стал ее президентом. Республика пользовалась политической поддержкой президента Югославии Слободана Милошевича.
Боснийские власти в свою очередь провели референдум о независимости и сформировали правительство во главе с Алией Изетбеговичем, которое признали боснийцы-мусульмане и боснийские хорваты, а также международное сообщество. В стране началась гражданская война.
Армия Республики Сербской сразу получила преимущество перед противником: в ее распоряжение попало почти все вооружение югославской армии, которая к маю 1992 года покинула боснийскую территорию. Самим боснийцам вооружиться было сложно: на поставки оружия в страны бывшей Югославии с 1991 года действовало международное эмбарго. На стороне Республики Сербской воевали многие югославские военачальники, один из которых, генерал Ратко Младич, стал командующим армией (при этом верховным главнокомандующим в качестве президента был Караджич).
Военные преступления
Уже к зиме 1992 года сербы контролировали порядка 70% территории Боснии. Все воюющие стороны в конфликте практиковали этнические чистки и убийство гражданского населения. Особая жестокость войны в Боснии привела к тому, что уже в 1993 году в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии, в задачи которого входит расследование совершенных во время конфликта военных преступлений.
Главным эпизодом, который впоследствии будет вменять Караджичу в вину трибунал в Гааге, стала так называемая резня в Сребренице. Город Сребреница, большую часть жителей которого составляли мусульмане, еще в 1993 году был объявлен ООН «безопасной зоной», свободной от боевых действий. Несмотря на это, армия Республики Сербской под командованием Ратко Младича осаждала Сребреницу с 1993 года. В июле 1995 года войска сербов заняли город, угрожая уничтожить находившийся там контингент голландских миротворцев в случае вмешательства авиации НАТО.
Для эвакуации мирных жителей было сформировано две колонны: в одной оказались женщины и дети, в другой — мальчики и мужчины от десяти до 65 лет. Вечером 11 июля 1995 года мужская колонна беженцев вышла из Сребреницы и спустя несколько часов была атакована военнослужащими армии Республики Сербской, которой командовал Младич. Число убитых составило около 8 тыс. человек. При оглашении приговора судья О-Гон Квон напомнил, что приказ о расправе над мужским населением Сребреницы отдавал Караджич.
Другим военным преступлением Караджича стала осада боснийской столицы — Сараево. Войска боснийских сербов осаждали город 44 месяца — с самого начала войны. Сербская армия выбрала тактику постоянных артиллерийских и минометных обстрелов города, жертвами которых за годы осады стали по меньшей мере 4 тыс. человек. Внимание международного сообщества особенно привлекли два обстрела городского рынка Маркале — в феврале 1994 и августе 1995 годов. Жертвами прямых попаданий снарядов в толпу в первом случае стали 68 человек, во втором — 43 человека. Во время оглашения приговора судья заявил, что гибель мирных хорватов и боснийских мусульман при осаде Сараево не могла произойти без ведома Караджича.
События в Сребренице и Маркале стали последней каплей для наблюдавших за происходящим западных стран. В конце августа 1995 года войска НАТО совместно с миротворческими силами ООН начали операцию «Обдуманная сила» (Deliberate Force) — серию бомбардировок позиций боснийских сербов. Вмешательство НАТО стало решающим фактором в войне — военное превосходство боснийских сербов было ликвидировано, их представители были вынуждены присоединиться к мирным переговорам, которые в декабре 1995 года завершились подписанием Дейтонских соглашений, закрепивших отделение Боснии от Югославии.
На нелегальном положении
Обвинения против Караджича были выдвинуты Международным трибуналом по бывшей Югославии еще в 1995 году. С этого времени он перестал представлять Республику Сербскую на переговорах — за него это делал президент Югославии Слободан Милошевич. В июле 1996 года был выпущен международный ордер на арест Караджича. Спустя несколько дней Караджич покинул пост президента и перешел на нелегальное положение. Несмотря на то что за помощь в его поимке была объявлена награда $5 млн, обнаружить его удалось только летом 2008 года.
Все эти годы Караджич жил в Белграде под именем Драгана Дабича. Под чужим именем и с измененной внешностью, отрастив густую бороду, Караджич практиковал альтернативную медицину и даже завел собственный сайт, где предлагал помощь в лечении сексуальных расстройств посредством «человеческой энергии квантума». В качестве эксперта в альтернативной медицине у Караджича был опыт выступлений перед аудиторией в несколько сотен человек, он часто выезжал за рубеж.
В итоге вычислить Караджича удалось по анонимному звонку. В сербскую разведку позвонил мужчина, который рассказал о докторе, чей голос напоминает ему голос Караджича. Сотрудники разведки установили слежку за подозрительным врачом и 18 июля задержали его в городском автобусе, после чего он был экстрадирован в Гаагу.
Отрицание вины
Караджич так и не признал своей вины в военных преступлениях времен конфликта в Боснии, жертвами которого в итоге стали около 100 тыс. человек.
Отвечая в интервью Balkan Investigative Reporting Network на вопрос о том, надеется ли он на то, что будет оправдан, Караджич подчеркнул, что «тут дело не в надежде, а в законе и правосудии». Караджич отмечал, что не согласен с тем, что преступления совершались полицией или армией. По его словам, большая часть преступлений совершалась конкретными солдатами или полицейскими по своему усмотрению, и непосредственные виновники часто скрывали свои преступные действия от командования. При этом Караджич осудил события в Сребренице, заявив, что «те, кто это сделал, в первую очередь являются врагами сербов».
На международном уровне события в Сребренице геноцидом до сих пор официально не признаны. В двадцатую годовщину резни, в июле 2015 года, Великобритания выступила с проектом соответствующей резолюции ООН, но документ был заблокирован Россией.
Следующее громкое решение международного трибунала по бывшей Югославии ожидается в 2017 году — суд должен будет вынести приговор соратнику Караджича, генералу Младичу, арестованному в 2011 году. Младич виновным себя также не признает.