Евкуров решил ликвидировать главную мусульманскую общину Ингушетии
Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров начал процедуру ликвидации главной мусульманской общины республики — Духовного центра мусульман (муфтият, ДЦМ) под руководством муфтия Исы Хамхоева.
Как говорится в официальном обращении Евкурова к жителям Ингушетии, он удовлетворил просьбу членов совета алимов ДЦМ, заместителей муфтия, имамов (главные священнослужители в мечетях), представителей всех религиозных течений, а также совета тейпов и старейшин, которые обратились к нему с просьбой перенести сроки проведения съезда мусульман Ингушетии.
Съезд ингушских мусульман был намечен на 29 марта 2016 года, на нем должен был решиться вопрос о переназначении действующего муфтия республики Исы Хамхоева или назначении нового муфтия. Избрание нового муфтия могло привести к противостоянию между сторонниками Хамхоева и вновь избранного муфтия, «поскольку Хамхоев, независимо от ситуации, даже видя, что есть реальная угроза раскола общества на две противоборствующие стороны, не собирается уходить в отставку», заявил Евкуров.
По его словам, в обращении религиозные деятели и старейшины также попросили главу республики ликвидировать Духовный центр мусульман как общественную организацию, которая не справилась со своими обязанностями «перед народом республики».
Республиканские надзорные органы, как говорит Евкуров, уже запустили процедуру ликвидации муфтията.
После официального роспуска муфтията совет алимов должен принять решение о сроках проведения съезда мусульман республики и выбрать нового муфтия.
Конфликт между Евкуровым и Хамхоевым длится уже несколько месяцев. Впервые публично Евкуров выразил недовольство работой Духовного центра мусульман Ингушетии в конце декабря 2015 года: тогда глава республики предложил провести выборы нового муфтия.
По мнению Евкурова, Хамхоев должен уйти из-за неоднозначной роли муфтията в массовой потасовке, произошедшей летом 2015 года в Насыр-Кортской мечети Назрани: тогда муфтий со своими сторонниками пытался отстранить имама этой мечети Хамзата Чумакова. Эта мечеть, которую исламоведы называют салафитской, неподконтрольна муфтияту (ДЦМ находится под контролем представителей суфийской общины республики) .
11 марта 2016 года у мечети прогремел взрыв, автомобиль ВАЗ-2107 был подорван во время пятничной молитвы. Ингушские правоохранители предположили, что взрыв мог быть покушением на имама Чумакова, который получил ушибы и ссадины.
«По одной из версий происходящего в республике, муфтий Хамхоев старался взять под контроль мечеть Чумакова по согласованию с администрацией республики. Чиновникам якобы не понравилась форма, которую муфтий выбрал для подчинения мечети, и после этого отношения муфтия с Евкуровым сильно испортились», — рассказал РБК шеф-редактор портала «Кавполит» Беслан Успанов.
По словам Успанова, Хамхоев уходить с поста муфтия отказался, поэтому конфликт между ним и Евкуровым в конце 2015 года вылился в публичную плоскость. Решение ликвидировать муфтият — кульминация этого конфликта, говорит Успанов.
Ликвидация главной религиозной организации Ингушетии — беспрецедентный шаг Евкурова, на это еще ни один ингушский лидер не решался, отмечает Успанов. «Я не припомню ни одного такого решения не просто в республикие, но и в регионе», — отмечает Успанов.
Эксперт по исламу Максим Шевченко пояснил РБК, что конфликт между Евкуровым и Хамхоевым — это «конкуренция за лидерство внутри одного тейпа», которую многие ошибочно или специально хотят ассоциировать с темой борьбы с ваххабизмом.