У националистов в 2014 году появилась новая мишень в виде пятой колонны
Русские националисты в 2014 году, забыв о мигрантах, переключились на тему Украины, из-за чего произошел раскол на сторонников Новороссии и Киева. Правые радикалы стали применять насилие к новой группе — к тем, кого сочли пятой колонной, говорится в докладе центра «Сова».
Раскол во взглядах
За прошлый год националистические движения поделились на сторонников «русской весны» и противников, причем эта тема практически вытеснила из правой повестки все остальное, пишут эксперты «Совы» в докладе «Затишье перед бурей? Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2014 году в России». Его окончательная версия была представлена общественности во вторник.
В поддержку самопровозглашенных республик на востоке Украины выступили лидеры большинства националистических движений: Константин Крылов и Владимир Тор (Национал-демократическая партия, НДП), Эдуард Лимонов («Другая Россия»), Алексей Журавлев (партия «Родина»), Станислав Воробьев (Русское имперское движение) и прочие. Эта группа считает, что конфликт на Украине носит этнонациональный характер (русские юго-востока страны против украинцев запада и центра), они поддерживают присоединение Крыма к России и попытки повстанцев в Донецкой и Луганской областях завоевать себе независимость. При этом действующий политический режим в России и его мотивы во внешней политике многие из националистов не поддерживают.
Несмотря на близость во взглядах с действующей властью в вопросе событий на Украине, выгоды от этого националисты не получают. «Одной из главных тем у националистов всегда было отношение к действующей власти. В наиболее сложной ситуации сейчас оказались сторонники Новороссии, поскольку они поддерживают «русскую весну», но критикуют режим, и режим в итоге не хочет принять их и на них опираться — до политики и выборов их не допускают», — говорит руководитель центра «Сова», член президентского Совета по правам человека Александр Верховский.
К противникам идеи «русской весны» эксперты «Совы» относят объединение «Русские» Дмитрия Демушкина, Александра Белова (Поткина), движение «Национальные демократы», Российскую правую партию и ряд других организаций. Представители этого крыла считают, что российские власти искусственно придают конфликту этнический характер, а на самом деле разногласия вызваны мировоззренческими разногласиями украинцев.
Тема Украины действительно изменила систему приоритетов у националистов, но проблема мигрантов и угнетения русских не исчезла, говорит лидер НДП Константин Крылов. По его словам, эти темы вновь станут на первое место в правой повестке после окончания конфликта на Украине.
Внешний раскол
Разногласия националистов повлияли на ход их публичных акций. Существенная часть митинговой активности националистов в прошедшем году была посвящена непосредственно украинским событиям, говорится в докладе «Совы». Речь идет об акциях Партии дела, «Другой России», Национально-освободительного движения (НОД) депутата-единоросса Евгения Федорова, «Антимайдана», митингах «Битва за Донбасс». «Русский марш» в Москве в прошлом году собрал вдвое меньше людей: 3200 человек в 2014 году против 6700 за год до этого.
Наиболее радикальные представители обоих лагерей отправляются воевать на Украину за одну из сторон конфликта. По приблизительным оценкам «Совы», за Новороссию из националистов за прошлый год поехали воевать несколько сотен человек, не считая «нереестровых» казаков. О националистах на стороне Киева известно еще меньше, эксперты дают цифру от 20 до 200 человек.
Именно эти люди вызывают наибольшую тревогу у правозащитников: многие из воюющих на Украине националистов не только вернутся в Россию, приобретя боевой опыт, но и захотят примкнуть к политической активности, считают эксперты. «Опасность представляют не только те, кто поехал воевать на Украину, но и другие добровольцы, без ярко выраженных политических взглядов. На Украине они все вместе участвуют в боевых действиях, общаются. И вернутся оттуда они тоже, скорее всего, вместе, все радикализированные, и безусловно пожелают участвовать в политике», — опасается Верховский.
Крылов считает, что люди, едущие воевать на Украину, напротив, демонстрируют лучшие человеческие качества и не представляют опасности для российского общества. «Вернувшись оттуда, эти люди, которых нужно считать героями, не станут покорно терпеть нарушения своих гражданских прав. Мы получим, наконец, то гражданское общество, о котором все мечтают», — говорит националист.
Новый вид насилия
Наряду с обычно наблюдаемым правозащитниками за правыми радикалами насилием в отношении «этнических чужаков», антифашистов, ЛГБТ и бездомных, в прошлом году эксперты увидели с их стороны атаки на новую группу. Это нападения на национал-предателей, или пятую колонну, как их еще называют. Главными источниками этого вида политического насилия стали активисты НОД Евгения Федорова. В докладе правозащитники вспоминают, как члены движения распылили газ в Доме журналиста в июне, избили журналиста «Эха Москвы» Арсения Веснина в августе, напали на антивоенный пикет движения «Солидарность» в декабре.
Сам Федоров заявил РБК, что активисты его движения не участвовали в перечисленных действиях. «Это противозаконные методы, мы их не используем. Мы занимаемся тем же, чем занимается Российская армия, — защищаем суверенитет и боремся с врагом изнутри, только политическими методами. Это законная позиция — бороться с интервентами в своем государстве, Советская армия делала то же», — говорит депутат.
Другая агрессивная группа — члены «Другой России» Эдуарда Лимонова, которые, как говорится в докладе, разбрызгали газ из перцовых баллончиков в сентябре на концерте Андрея Макаревича, а также во время «Марша мира» нападали на участников шествия.
«Еще год назад политически мотивированное насилие, за исключением противостояния неонацистов и «антифа», было редким. Сейчас эта тенденция в зародыше, но мы видим, как она развивается, и правоохранительные органы этому особо не препятствуют», — рассуждает Верховский. Угроза такого насилия исходит не только от националистов, но и от других агрессивно настроенных групп. «Пока мы точно не знаем, кто убил Бориса Немцова, но очевидно, что это преступление вписывается в тенденцию физического насилия против политических оппонентов. Угрозы произносят и члены провластного движения «Антимайдан», и им за это ничего не бывает. Раньше и слов таких не произносили», — констатирует эксперт.