Макфол: Новую холодную войну начали не США и Россия, ее развязал Путин
Признаки наступившей эпохи - идеологические столкновения, возрождение национализма и оккупация чужих территорий - в некотором роде схожи с особенностями "трагического периода конфронтации" во времена холодной войны, полагает Макфол.
Эта новая эпоха подкралась к Западу, поскольку в холодной войне не оказалось победителя, рассуждает политик. И хотя коммунизм вместе с Советским Союзом ушел в прошлое, а Москва утратила прежнее влияние на мировой арене, тем не менее крах советского строя не привел Россию ни к демократии, ни к ее интеграции с западными странами, считает американец.
Проведя параллель между современными событиями с "идеологическими конфликтами XX века", дипломат заявил, что начало новой эпохе положили не США и не Россия, а лично российский президент Владимир Путин.
При этом он отметил существенные различия между событиями второй половины XX века и происходящим в Европе сейчас. Понимание разницы сыграет решающее значение для успешного проведения американской внешней политики в ближайшие десятилетия, считает дипломат.
Часть российского общества смогла прижиться в условиях реформ, с "относительно мирным (пока) распадом советской империи" уровень жизни россиян значительно повысился, признает Макфол. При этом он отмечает, что внедрение демократических принципов на фоне падения экономики порождают реакционный дух, что ведет к "тоске по старому порядку".
Сторонники этой точки зрения не всегда составляли большинство российской политической элиты, но и приход к власти сторонника этой идеологии - Владимира Путина - не был неизбежным, считает американец. Он заметил, как менялось "собственное мышление" российского лидера, колеблющегося между пристрастием к старым правилам и принятием современных реалий, важных для развития страны.
Когда в 2008г. он выбрал прозападного либерала Дмитрия Медведева в качестве своего преемника, темп преобразований внутри России ускорился, отметил Макфол. "И хотя вторжение России в Грузию в 2008г. изолировало ее на время, в конечном итоге интеграция страны в существующий международный порядок получила импульс", - добавил он.
Здесь политик вспомнил начало своей работы в правительстве президента США Барака Обамы, когда он стал свидетелем "перезагрузки" российско-американских отношений. Медведев и Обама подписали новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, были единодушны в принятии санкций в отношении Ирана, разработали новые маршруты переброски американских солдат в Афганистан через территорию России, договорились о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию, перечислил Макфол результаты "перезагрузки".
Когда в 2012г. Путин вновь стал президентом, развитие двусторонних отношений замедлилось, а потом и вовсе остановилось, пишет бывший посол США в России. Возвращение старого президента сопровождалось многотысячными акциями протеста против фальсификации на выборах, подчеркнул бывший помощник Обамы.
Российский президент ответил на протесты, в которых принимала участие преимущественно молодежь, усилением режима, напоминающего советские времена - гонения на независимые средства массовой информации, арест участников протестных акций, запрет на имущество за рубежом, перечисляет Макфол. И чтобы полностью узаконить усиление режима, Путину нужен враг в лице США, заключил политик.
С началом крымской кампании Путина антиамериканская риторика в устах российских властей достигла апогея, отметил экс-посол. Москва дала понять, что готова к конфронтации с Западом и больше не считает нужным придерживаться международных норм и правил, заявил политик. Учитывая уроки прошлого, в сложившейся ситуации Соединенные Штаты должны избрать политику "выборочных ограничений и взаимодействия", считает Макфол.
Он заявил, что Россия при президенте Путине не имеет реальных союзников и нужно этим воспользоваться. "Как и раньше, Кремль использует такие инструменты, как армия, деньги, СМИ, спецслужбы и энергетика для того, чтобы подорвать правительства других государств", - уверен политик.
Макфол считает маловероятным новый глобальный конфликт: военная мощь России является лишь тенью мощи своего предшественника - Советского Союза. При этом он признал существующую военную угрозу для граничащих с Россией стран. "Поэтому европейцы должны укрепить свою оборону, а западные правительства и компании должны прекратить оказание помощи модернизации российской армии", - считает он.
Дипломат отметил, что для противостояния необходимо также ослабить зависимость Европы от российских энергоресурсов. В качестве меры он также назвал изоляцию России. Напомнив о приостановлении членства последней в G8, Макфол призвал не отказываться от санкций в отношении чиновников и организаций, поддерживающих политику Кремля. Физических лиц и компаний, не связанных с правительством России, том числе тех, кто стремится вывести свои активы из России или покинуть ее, надо поддержать, добавил дипломат.
Говоря о былой мощи СССР, Макфол признал, что и США утратили прежний авторитет. Вспоминая о своей работе послом в России, он рассказал, что ему трудно было защищать приверженность Вашингтона принципам международного права, отвечая на вопрос россиян об Иране. Вызывают нарекания наблюдателей и "некоторые современные практики" американской демократии за рубежом, добавил он. Чтобы одержать победу в новом конфликте, нужно восстановить доверие к Соединенным Штатам до прежнего уровня.
"Мы не можем предсказать, как долго придется терпеть автократическое правительство в России. Но трезвая, реалистичная стратегия, противопоставленная этой новой угрозе, поможет сократить трагическую эпоху, в которую мы вступили", - резюмировал Макфол.