Б.Березовский накануне своей смерти: Не знаю, что мне делать дальше
По словам журналиста, интервью не должно было быть опубликовано - соответствующее обещание он дал Б.Березовскому. Однако после его смерти все же было принято решение о публикации.
Как рассказывает И.Жегулев, беседа состоялась в ресторане при отеле Four Seasons в формате простого разговора.
В частности, Б.Березовский заявил, что больше ничего так не хочет, как вернуться в Россию. "Когда даже завели уголовное дело, я хотел вернуться в Россию. Даже когда завели уголовное дело! Только по совету (правозащитника, вдовы академика Андрея Сахарова. - Примеч. РБК) Елены Боннэр остался. Главное, что я недооценил, - что мне настолько дорога Россия, что я не могу быть эмигрантом", - сказал он.
"Я изменил многие свои оценки. В том числе самого себя. Это касается того, что есть такое Россия и что есть Запад. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построения демократической России. И идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Недооценил инертность России и сильно переоценил Запад. И это происходило постепенно. Поменял свое представление о пути России...", - пояснил он.
На вопрос, хотел бы он оказаться в тюрьме, в случае если бы тогда остался в России, Б.Березовский ответил: "У меня нет сейчас ответа на этот вопрос".
"М.Ходорковский - сохранил себя. Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. М.Ходорковский все же меньше. Я потерял смысл. Смысл жизни. Я не хочу сейчас заниматься политикой. Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать", - заявил бизнесмен.
В интервью речь также зашла о бизнесе Б.Березовского. Журналист отмечает, что в ходе беседы на данную тему он "быстро понял", что бизнес давно перестал быть темой интересов Б.Березовского.
"Не я управлял бизнесом. Когда деньги за ОРТ и "Сибнефть" пришли, я отдал Бадри, полностью передоверил ему управление своими финансами. На политические проекты я брал столько, сколько мне было нужно, остальным занимался он", - уточнил Б.Березовский.
В ответ на вопрос И.Жегулева "То есть вас Бадри практически подставил?" бизнесмен ответил: "Я всегда плохо разбирался в людях, в их человеческих качествах. Я всегда оценивал их ум, смелость, но заблуждался я и в случае с Бадри".
"Но это же один из ваших самых близких друзей", - заметил обозреватель. В ответ Б.Березовский заявил: "Я и сегодня его оцениваю как друга. Но ни с (Романом) Абрамовичем, ни с Бадри я не позаботился оформить договоренности документально".
"После того как повысились политические риски, мы с Бадри решили объявить публично о разводе, что мы начинаем процедуру развода. Это была защита против атаки на наши активы. Развод никогда не был реальным. Мои отношения с ним никогда не были как отношения настоящих партнеров. Партнеры должны были позаботиться об экстремальных случаях. Я не ожидал, что Бадри умрет раньше меня", - добавил Б.Березовский.
Тело Б.Березовского было найдено 23 марта в ванне его квартиры в окрестностях Лондона. Полиция начала расследование. По одной из версий, опальный российский олигарх мог покончить с собой.