Минфин допустил отказ от услуг рейтинговых агентств
Объясняя свою позицию, Сторчак указал, что российская сторона регулярно общается с агентствами, но «это бесполезно в этой ситуации». «Пора прекратить цацкание с агентствами», – цитирует заместителя министра финансов агентство Интерфакс. «Надо прекращать, взять паузу», – добавил Сторчак.
Он подчеркнул, что зарубежные рейтинговые агентства могут продолжить назначать России рейтинг, однако считает нецелесообразным платить за это из бюджета.
Комментарий Сторчака последовал после того, как агентство Moody’s снизило суверенный кредитный рейтинг России с уровня Baa3 до Ba1 (спекулятивный) с негативным прогнозом в ночь на 21 февраля. Ранее аналогичное решение приняло другое агентство, Standard & Poor’s. 26 января оно объявило о понижении рейтинга России до спекулятивной отметки BB+.
Глава Министерства финансов Антон Силуанов сразу после решения Moody’s заявил, что при принятии решения о снижении рейтинга России агентство Moody’s руководствовалось факторами политического характера. Он подчеркнул, что информация о состоянии экономики России, ее бюджетной и финансовой политике, предоставленная агентству в исчерпывающем объеме, была проигнорирована.
«Малообъяснимым» назвал решение Moody’s бывший министр финансов Алексей Кудрин. «Допускал снижение рейтинга России до «мусорного», но сейчас считаю это малообъяснимым», – указал он.
Присвоение суверенного рейтинга страны является платной услугой. Россия из средств бюджета платит трем рейтинговым агентствам – Moody’s, S&P и Fitch. Как сообщала газета «Ведомости», в 2005–2008 годах Россия задолжала определенную сумму за услуги агентств, однако те продолжали бесплатно поддерживать рейтинг, поскольку для агентств это было делом престижа.
В 2011 году о возможности отказа от услуг агентств в период постоянного понижения рейтинга страны говорил министр иностранных дел Греции Ставрос Ламбринидис. С критикой ведущих агентств также выступали представители Еврокомиссии, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, глава правительства Португалии. Однако до реального отказа от услуг агентств дело не дошло.