Кому выгодна «демонстративная и шумная эскалация» вокруг Украины
И куда может завести нынешнее обострение конфликтаО чем говорит отъезд дипломатов
В понедельник, 24 января, Госдепартамент США заявил о начале отъезда американских госслужащих и членов их семей, работающих и проживающих на Украине. В заявлении американского внешнеполитического ведомства поясняется, что официальные лица не обязаны уезжать и могут это сделать по собственному желанию, а вот члены их семей покинуть территорию Украины точно должны.
Решение санкционировать отъезд дипмиссии принято из соображений предосторожности «в связи с продолжающимися усилиями России по дестабилизации страны и подрыву безопасности граждан Украины и других лиц, посещающих или проживающих на Украине», говорится в заявлении. Вашингтон консультировался с украинским правительством по поводу этого шага и координирует свои действия с посольствами союзников и партнеров в Киеве.
Госдепартамент также рекомендовал американцам не ездить на Украину, а находящимся на ее территории — следить за информацией. Однако призыва немедленно покинуть страну не прозвучало. В этом коренное отличие от прошлогодней ситуации в Афганистане — тогда в августе, в преддверии вывода американских войск, Госдепартамент сначала призывал всех граждан США незамедлительно покинуть территорию Афганистана коммерческими рейсами, а потом организовал вывозные самолеты.
Сейчас примеру США последовали Австралия, Великобритания и Германия. В сообщении МИД Великобритании говорится, что временно отзываются некоторые сотрудники посольства и члены их семей. Посольство в Киеве остается открытым и будет продолжать работать, в том числе оказывать консульскую помощь и поддержку гражданам Великобритании, указано в сообщении Форин-офиса.
Служба внешней политики Евросоюза заявила, что не планирует отдавать распоряжений об отъезде сотрудников из украинской столицы. «Мы не собираемся делать то же самое, что США, поскольку мы не видим для этого каких-то конкретных причин», — заявил верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель. МИД Украины назвал решение США поспешным.
Эвакуация части иностранных дипломатов началась после сообщения американского издания The New York Times, которое 18 января заявило об отъезде российских дипломатов, работающих в посольстве на Украине (не только в Киеве, но и в консульстве во Львове). По данным издания, дети и жены дипломатов покинули Украину еще в начале января. Посольство России на Украине официально опровергло эту информацию. Российский дипломат сообщил РБК, что семьи сотрудников не эвакуировались, а уезжали в отпуск на время новогодних праздников.
Во время предыдущего обострения ситуации на Украине, в марте—апреле прошлого года, иностранные посольства своих сотрудников из страны не отзывали. Как пояснял РБК заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Валерий Егошкин, если обстановка в государстве пребывания становится опасной, то сначала на родину отправляют детей и жен, на рабочих местах остаются в основном ключевые сотрудники посольства, их количество тоже сокращается.
Как изменилось соотношение сил у границы
Вашингтон считает, что Россия сконцентрировала на границе с Украиной не менее 100 тыс. военных с возможностью удвоения численности в короткие сроки. Об этом еще в начале января говорил госсекретарь США Энтони Блинкен. Он повторил эту оценку на последних переговорах с Сергеем Лавровым в Женеве 21 января. Россия также перебросила силы в Белоруссию, что дает Москве возможность атаковать Украину с юга, востока и севера, отметил Блинкен. «Если Россия хочет убедить мир в отсутствии агрессивных планов по отношению к Украине, ей следует начать с деэскалации и отвести свои войска от границ», — сказал он.
Российские военные действительно сейчас находятся в Белоруссии — там 10–20 февраля пройдут совместные маневры «Союзная решимость — 2022». Минобороны Белоруссии сообщило о прибытии первых подразделений из России еще 18 января. В ведомстве отмечали, что войска будут прибывать на протяжении всего первого этапа учений, который завершится 9 февраля.
Белорусско-российские учения пройдут вблизи границ «сопредельных стран», заявил начальник Главного управления боевой подготовки ВС Белоруссии Андрей Некрашевич. По его словам, на территориях этих «сопредельных стран» сейчас находятся значительные группировки войск. «Некоторые из них достигают 30 тыс. человек. Большое количество авиации и тяжелой техники. Естественно, не реагировать на эти недружественные для нашей страны, для Союзного государства действия мы не могли», — сказал он. Одновременно с этим Россия проводит учения в Балтийском море. В них задействовано 20 кораблей.
22 января Reuters опубликовал спутниковые снимки, сделанные американской компанией Maxar Technologies, на которых, как утверждается, зафиксировано скопление российских войск недалеко от границы с Украиной. Агентство оценило численность группировки в 100 тыс. военных. На фотографиях можно увидеть грузовики, танки и другую тяжелую технику. В Москве регулярно заявляют, что планов «вторжения» на Украину у России нет. А по мнению президента России Владимира Путина, «опасные попытки освоения украинской территории» предпринимает именно НАТО.
24 января глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Денис Пушилин заявил, что сейчас на линии соприкосновения непризнанной республики и Украины находятся 120 тыс. украинских военных. Но, по его словам, это «та стабильная цифра, которая нам видна уже на протяжении месяцев трех с половиной».
Накануне The New York Times сообщила, что президент США Джо Байден рассматривает возможность разместить в странах Балтии и Восточной Европы американские силы — сухопутные войска, авиацию и флот. Варианты включают отправку от 1 тыс. до 5 тыс. военных с возможностью увеличения этого числа в десять раз, если «ситуация ухудшится».
На следующий день страны НАТО объявили о переброске военнослужащих и военной техники в Восточную Европу в связи с «наращиванием военного присутствия России на Украине и вокруг нее». Дания направит фрегат в Балтийское море и четыре истребителя F-16 в Литву. Нидерланды направят два истребителя F-35 в Болгарию, а один нидерландский корабль и наземные подразделения будут готовы присоединиться к силам оперативного реагирования НАТО. Испания направит корабли для присоединения к военно-морским силам альянса и рассматривает возможность отправки истребителей в Болгарию. Франция выразила готовность ввести в Румынию войска под командованием НАТО.
Какой из сторон выгоден военный конфликт
Владимир Зеленский 24 января провел заседание национального Совета безопасности, а затем призвал внешнюю разведку действовать активнее. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил о высокой угрозе военного наступления Украины в Донбассе.
Для администрации Зеленского самая выгодная ситуация — «ни войны, ни мира», уверен украинский политолог Вадим Карасев. Война переформатирует политическую повестку в стране, выведет на первый план национально-патриотическую риторику, в которой сильны экс-президент Петр Порошенко и другие оппозиционеры, такие как лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко или экс-премьер Арсений Яценюк, объясняет он. Выполнять минские соглашения украинской власти невыгодно, потому что это будет раскалывать общество и правящие элиты, говорит Карасев. Зеленский и его партия «Слуга народа» — центристы, им выгодно лавировать. Однако нынешняя ситуация породила в рядах власти некоторую растерянность, о которой свидетельствуют противоречивые заявления Зеленского — он призывает то не паниковать, то защищать Харьков, отмечает Карасев.
Российские официальные лица на всех уровнях говорят, что Россия нападать на Украину не собирается. В очередной раз это повторил в понедельник Песков.
«Объективно ни одна из сторон сейчас не заинтересована в эскалации конфликта. Однако почти все конфликты — и международные, и внутренние — часто развиваются по своей логике. Классический пример — это начало Первой мировой войны», — проводит аналогию эксперт Института Кеннана Игорь Зевелев. То, что сегодня происходит на рынках и, в частности, с курсом рубля, свидетельствует, что действительно появилась нервозность в отношении перспектив этого конфликта, продолжает эксперт.
«Если вначале очень многие говорили, что «большая война» абсолютно немыслима, то за сегодняшний день мы «подвинулись» в сторону того, что она становится более реалистичным сценарием, чем это казалось ранее, — предупреждает Зевелев. — Шаг за шагом страны втягиваются в ситуацию, которая чрезвычайно опасна и за сегодняшний день стала еще опаснее».
«В отличие от предыдущих военных действий России на постсоветском пространстве, сейчас триггера для военных действий Москвы нет», — сказал РБК старший научный сотрудник исследовательской корпорации RAND Самуэль Чарап.
Западу, по его мнению, военное обострение тоже невыгодно. Введение (в случае военного обострения) санкций против России для западных стран уже не будет безболезненным, полагает он.
Кому выгодно наращивание информационного давления
Нынешняя эскалация ситуации вокруг Украины похожа на аналогичную в марте—апреле прошлого года. Тогда тоже говорилось о наращивании Россией сил в районе границы с Украиной. Директор ЦРУ Уильям Бернс предупреждал, что «наращивание сил достигло такого уровня, который дает возможность предпринять дальнейшие агрессивные действия». В итоге 13 апреля состоялся телефонный разговор Путина и Байдена, после которого напряженность стала снижаться.
«Логика той фазы российско-американского конфликта, в которой мы находимся, заключается в том, что после первого раунда переговоров по гарантиям безопасности, который не привел к изменению позиций, должна быть некая эскалация. Демонстративная и шумная. Собственно, она и происходит. Причем с российской стороны она происходит в меньшей степени, Россия просто продолжает твердо стоять на той позиции, которая была. А со стороны Запада мы видим или имитацию паники, или реальную панику», — заявил РБК главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Запад, по его оценке, наращивает информационное давление, с тем чтобы представить Россию как страну, которая уже почти начала полномасштабную агрессию. Однако по российскому настрою можно предположить, что это не сработает, потому что Россия на это и рассчитывала, продолжает он.
Наблюдается традиционная эскалация словесных угроз, которая обычно заканчивается микроразрядкой, но опасность нынешней ситуации в том, что какая-то из сторон «может увлечься», предупреждает Карасев.
У США есть и внутренние, и международные причины для наращивания информационного давления, полагает Зевелев: никакая американская администрация не хочет выглядеть слабой. Если американцы пойдут на большие уступки Москве, то Пекин может прийти к выводу, что США — «бумажный тигр», которого не стоит опасаться в случае конфликта между КНР и Тайванем, продолжает Зевелев.
На этой неделе США обещали передать Москве свой ответ на российские предложения по гарантиям безопасности, после чего должна состояться встреча Лаврова и Блинкена.