Власти предложили КС ужесточить норму о нарушениях на митингах
Несоизмеримое деяние
Конституционный суд во вторник, 24 января, приступил к рассмотрению жалобы Ильдара Дадина, первого осужденного за неоднократные нарушения на митингах. Активист требует признать неконституционной статью 212.1 Уголовного кодекса, установившую ответственность за подобные нарушения
Меньше чем за полгода — с августа 2014 по январь 2015 года — Дадин принял участие в трех несанкционированных митингах и одном шествии. Во время последней акции он вместе с сторонниками на несколько минут перекрыл автомобильное движение на Мясницкой улице в Москве. В декабре 2015 года Басманный суд столицы признал его виновным и приговорил к трем годам лишения свободы в колонии. Позднее Мосгорсуд снизил наказание на полгода.
На заседании Конституционного суда интересы Дадина представляли три адвоката — Сергей Голубок, Елена Липцер и Ксения Костромина.
Они настаивали, что действия Дадина не причинили никакого ущерба, а в основу приговора суд первой инстанции положил доказательства, собранные с нарушениями.
По мнению представителей Дадина, статья 212.1 УК противоречит целому ряду статьей Конституции. В частности, она нарушает право на свободу мысли и слова, право на свободу мирных собраний и запрет дважды судить за одно и то же нарушение. «Эта статья криминализирует те деяния, характер и степень общественной опасности которых несоизмеримы с наказанием», — подвел итог Голубок. Адвокаты просили признать норму противоречащей основному закону.
Позиция властей
Представители двух палат парламента, президента и правительства единогласно просили отклонить жалобу Дадина и настаивали, что норма соответствует Конституции.
«Эта статья мне не нравится, но не значит, что она противоречит Конституции», — выступал представитель правительства Михаил Барщевский. Он отмечал, что конструкция статьи действительно странная: сначала человека наказывают в административном порядке, потом в уголовном, а если он снова совершит нарушение — опять в административном. «Общественная опасность в этом случае возрастает, а ответственность смягчается», — говорил Барщевский.
Доработать эту норму предложил сенатор Андрей Клишас, официальный представитель Совета Федерации в Конституционном суде. Но, по его мнению, статья должна быть подкорректирована в сторону ужесточения. Клишас отметил, что срок в 180 дней, который учитывается при определении неоднократности нарушений, может быть увеличен до года. Именно столько предусматривает Кодекс об административных нарушениях для погашения срока давности.
При этом сенатор настаивал, что суровое наказание Дадина нельзя рассматривать как устоявшуюся практику, так как сама санкция статьи предполагает большой перечень наказаний — от штрафа и исправительных работ до лишения свободы.