Россия уступила китайский рынок нефти Саудовской Аравии и Анголе
Старый лидер
В октябре Саудовская Аравия вернула себе лидирующие позиции на китайском нефтяном рынке, потеснив Россию. Последняя оказалась на третьей позиции — после Анголы — среди поставщиков сырой нефти, говорится в отчете за октябрь Генерального управления таможни Китая, распространенном в понедельник.
По данным регулятора, Саудовская Аравия экспортировала в октябре 3,99 млн т нефти, что на 0,8% больше сентябрьских показателей. Ангола, один из ведущих торговых партнеров Китая на африканском континенте, экспортировала, в свою очередь, 3,64 млн т, Россия — 3,41 млн т. Таким образом, Ангола показала 27-процентный рост поставок, а Россия, напротив, падение их объемов на 16%.
В течение этого года Саудовская Аравия дважды уступала России первенство по поставкам нефти в Китай — в мае и сентябре. Однако в годовом выражении Саудовская Аравия по-прежнему является крупнейшим поставщиком сырья, имея 15-процентную долю на рынке, Ангола и Россия делят второе и третье места, поставляя в КНР около 12% всей нефти.
Борьба за рынки
Как отмечает Bloomberg, Китай стал одним из рынков, где поставщики нефти вступили друг с другом в конкуренцию за сбыт в условиях всемирного падения спроса на топливо. В ноябре прошлого года Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК; Ангола и Саудовская Аравия являются ее членами в отличие от России) приняла решение не добиваться повышения нефтяных цен, которые за последние 12 месяцев упали на 45%.
«Саудовская Аравия никогда не прекращала бороться за долю рынка как в Китае, так и в целом в Азии, — цитирует Bloomberg аналитика китайской SCI International Гао Цзяня. — Год спустя после того, как ОПЕК объявила о своей производственной политике по защите доли рынка, эта стратегия, похоже, работает».
С конкуренцией с саудовцами Россия сталкивается не только в Азии. В октябре глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что королевство начало поставки нефти в Польшу, традиционного покупателя российских энергоресурсов, и «активно демпингует» на рынке.
Россия хоть и не является членом ОПЕК, на фоне обвала нефтяных цен также решила не сокращать добычу сырья. В октябре страна поставила очередной рекорд по добыче нефти — 10,77 млн барр./сутки (1,51 млн т), объявило Минэнерго. Поставки в Китай идут по двум маршрутам — по прямому трубопроводу в Северный Китай и танкерами из порта Козьмино на Дальнем Востоке.
В четверг, 3 декабря, в Вене должен состояться саммит ОПЕК — на нем страны-экспортеры должны решить, насколько целесообразно продолжать борьбу за сохранение рынков. Как заявил в Тегеране в кулуарах форума стран — экспортеров газа министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино, если ОПЕК не стабилизирует рынок, то в дальнейшем стоимость барреля нефти может упасть с нынешних $45 за баррель марки Brent до $25. Как он заявил, по крайней мере Саудовская Аравия и Катар готовы рассматривать венесуэльское предложение по установлению равновесной цены на уровне $88 за баррель.
Иран, напротив, готовится к возвращению на мировой нефтяной рынок. После снятия западных санкций Тегеран объявит о намерении увеличить добычу на 500 тыс. барр./сутки, заявил в начале ноября министр нефти Ирана Биджан Намдар Занганех. В конце месяца этот объем увеличился до 1 млн барр./сутки.
Саудовской Аравии придется выбирать
До сих пор Саудовская Аравия, как и Россия, наращивала добычу нефти. Но падение цен на экспортный товар серьезно ударило по финансам королевства. В последнем исследовании Bank of America Global Energy Weekly (*.pdf) указывается, что политика по экономии резервных фондов и продаже облигаций, которая служила целям поддержания привязанного к доллару курса национальной валюты, рияла, поставлена под угрозу. Эр-Рияду придется выбирать: или сокращать добычу, повышая цены на нефть, или отказываться от привязки рияла к американской валюте.
«Отказ от привязки [к доллару] саудовского рияла — это первый «черный лебедь» для мирового нефтяного рынка в 2016 году, риск очень маловероятный, но имеющий весьма большие последствия», — утверждает аналитик Bank of America Франсиско Бланч в опубликованной в четверг справке. Это произойдет в том случае, если стоимость барреля нефти марки Brent упадет до $30, в таких обстоятельствах Эр-Рияду придется тратить по $18 млрд из своих резервов для поддержания нынешнего уровня госрасходов.
В августе Центробанк Саудовской Аравии (Saudi Arabian Monetary Authority, SAMA) обещал не отпускать риял. «Мы хотели бы подтвердить, что SAMA привержен политике привязки саудовского рияла к американскому доллару», — говорил зампредседателя Центробанка Ахмед аль-Холифи.
Форвардные валютные сделки отражают ожидания ослабления рияла по отношению к доллару как минимум на 1% в течение года. Как отмечает британская The Telegraph, этот показатель даже выше, чем после терактов 11 сентября 2001 года в США, и близок к пику, достигнутому в январе 1999 года. Эксперт Oxford Economics Патрик Деннис, однако, считает девальвацию саудовской валюты очень маловероятной. Привязка к доллару «оставалась нетронутой в течение почти 30 лет и пережила куда более сложные времена, чем сейчас», цитирует его The Telegraph.