В Киеве прошел первый саммит «Крымской платформы»
Более 40 стран поддержали в итоговой резолюции позицию Украины по КрымуВ понедельник, 23 августа, в столице Украины состоялся первый саммит «Крымской платформы». О создании этого проекта Владимир Зеленский объявил в сентябре прошлого года, его цель — координация «международных усилий, направленных на возвращение Крыма в состав Украины».
Сергей Лавров, министр иностранных дел России, в состав которой Крым был включен в марте 2014 года, называл саммит очередным шабашем, а официальный представитель МИД России Мария Захарова предупредила, что Россия зафиксирует позицию стран, которые примут участие в киевской встрече, и сделает соответствующие выводы.
Всего, по подсчетам «Интерфакс-Украина», в саммите приняли участие представители 46 стран и международных организаций, в том числе все страны Евросоюза, 14 из них — на уровне глав государств и правительств. Европейский совет представлял президент Шарль Мишель. ЕС и все его члены в 2014 году осудили вхождение Крыма в состав России, в отношении Москвы были введены санкции, а политический диалог с ней был заморожен.
О чем говорили участники встречи в Киеве
В трехминутных выступлениях участники встречи (трансляция саммита велась в YouTube) говорили о неприятии «аннексии» Крыма и признании территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах, то есть с Крымом в составе.
Президент Латвии Эгилс Левитс назвал действия России в отношении Крыма политикой XIX века, которой нет места в нынешнем столетии. Президент Польши Анджей Дуда заверил украинцев в поддержке Варшавы. Президент Венгрии Янош Адер, напомнив о Венгерском восстании 1956 года, подавленном советскими войсками, также осудил «аннексию» Крыма. В то же время Адер выступил против ограничений права на изучение национальных языков. «Кто изучает свой язык, оказывается под угрозой штрафа. Это противоречит идеалам демократии и не делает чести титульным нациям», — сказал Адер, не уточнив, что именно имеет в виду (ранее на Украине вступил в силу закон об образовании, который ограничил использование языков национальных меньшинств в системе образования). Президент Финляндии Саули Ниинистё процитировал заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в котором было зафиксировано право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Ниинистё высказался за восстановление территориальной целостности Украины.
Чехию, президент которой Милош Земан в 2019 году призывал смириться с тем, что Крым является частью России, представлял председатель сената Милош Выстрчил. Он обратил внимание на положение крымских татар в республике, которых, по его словам, выгнали с их собственной земли. Судьбой крымских татар в своем выступлении был озабочен и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Он повторил принципиальную позицию Анкары: новый статус Крыма она не признает. «Больше семи лет прошло с незаконной аннексии Крыма. Наша поддержка территориальной целостности Украины остается сильной», — заверил Чавушоглу. Правительство канцлера Австрии Себастьяна Курца, принимавшего участие в июньском Петербургском международном экономическом форуме, представлял министр иностранных дел Александр Шелленберг, который назвал «аннексию» Крыма тревожной попыткой переписать историю; Россия, по его словам, руководствуется законом джунглей.
Страны СНГ в большинстве своем проигнорировали саммит. Из нынешних членов Содружества в Киев приехала только недавно избранная президент Молдавии Майя Санду, за что ее раскритиковала оппозиционная Партия социалистов во главе с бывшим президентом Игорем Додоном, назвавшая саммит ангажированным антироссийским мероприятием. Премьер-министр вышедшей из СНГ Грузии Ираклий Гарибашвили напомнил собравшимся, что территория его страны остается оккупированной Россией (в 2008 году Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии и разместила там свои военные базы, Тбилиси независимость этих регионов не признает).
Участники «нормандской четверки» Франция и Германия были представлены министрами. Канцлер ФРГ Ангела Меркель посетила Киев накануне, а на саммите ее правительство представлял министр экономики Петр Альтмайер. Париж прислал министра культуры Франка Ристера.
«Российская Федерация, конечно, не участвовала в саммите, но так активно обсуждала, комментировала, реагировала, была настолько активной, что создалось впечатление, будто она полноценный участник», — иронически отметил Зеленский в закрывающем основное заседание выступлении.
Украинский лидер заявил, что бороться за возвращение Крыма его страна намерена политическими и дипломатическими средствами. Военные методы он не упомянул. Итогом саммита стала декларация, в которой осуждаются «продолжающиеся нарушения прав человека и основных свобод» (такие как право на мирные собрания, свободу взглядов и их выражения), «продолжающаяся милитаризация Крыма, которая подрывает безопасность и стабильность во всем Черноморском регионе», «продолжающееся изменение демографической структуры на оккупированном полуострове путем переселения российских граждан в Крым».
Участники саммита договорились призвать Россию немедленно прекратить все нарушения прав человека (Москва факты нарушения отрицает), добиться немедленного и безоговорочного освобождения граждан Украины, незаконно задержанных или осужденных Россией по политическим мотивам, а также решили и в дальнейшем не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и Севастополя как неотъемлемой части суверенной территории Украины.
Чего сможет добиться «Крымская платформа»
Целью офиса Зеленского при разработке проекта «Крымской платформы» было смещение фокуса общественного внимания с проблемы урегулирования в Донбассе, где процесс застопорился, на Крым, заявил РБК украинский политолог Вадим Карасев. Киев стремится к более тесной координации действий на этом направлении с США, Великобританией и Польшей, которые пока были не столь активны, как хотелось бы украинской стороне, продолжает он. США, которые на форуме представляла министр энергетики Дженнифер Грэнхолм, и Британию (ее представляла министр по европейскому соседству и Америке Венди Мортон) пока вовлечь в процесс не удалось, а Польша выразила интерес, утверждает Карасев. Если, как и планируется, платформа станет постоянной площадкой, в том числе для парламентариев, темой деоккупации и возвращения украинской территории будет заниматься и международное сообщество.
Участие в этом саммите — необязательный жест вежливости в адрес Украины, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Саммит он охарактеризовал как «чистой воды политический пиар», что понимают и его организаторы, и участники, последствий у которого, в том числе для отношений с Россией, не будет, уверен он.
«Логики какой-то и здравого смысла в этой «Крымской платформе» нет абсолютно. Наверное, надо [украинским властям] создавать информационный фон, показывать жителям Украины, что они якобы что-то делают для того, чтобы что-то вернуть назад. Хотя каких-то способов и шансов у них нет», — оценил саммит глава Крыма Сергей Аксенов.