Главные стрелочники: кто ответит за аварию в метро
В итоге главными подозреваемыми в деле о катастрофе в метро 15 июля, унесший 23 жизни, оказались руководители строительных бригад и ответственные за капитальный ремонт в московском метрополитене. Все они - работники московского метрополитена с большим стажем. Помимо Трофимова, взяты под стражу старший дорожный мастер метрополитена Валерий Башкатов; сотрудник службы техподдержки, помощник мастера Юрий Гордов и руководитель двух компаний-подрядчиков Анатолий Круглов.
Следственный комитет России, ведущий дело, сообщал, что окончательную версию трагедии сможет огласить только после того, как проведет все необходимые технические экспертизы. Это может занять несколько месяцев. Но уже сейчас следователи отдают приоритет версии о том, что работы по укладке стрелки в перегоне метро проводились ненадлежащим образом. Как сообщает официальный сайт СКР, «предположительно» именно это и привело к аварии и жертвам. По разным версиям, появившимся в СМИ, к трагедии могли привести строящаяся стрелка, закрепленная на проволоку, инородный предмет на железнодорожных путях, дефект колесной пары локомотива и чрезмерно высокая скорость поезда на этом участке путей.
Необходимость арестов ремонтных работников следствие мотивировало стандартным набором оснований: могут скрыться, оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства. По версии обвинения, задержанные -квалифицированные работники со «специальными техническими познаниями», могут сфальсифицировать доказательства или внести изменения в технические документы до того, как те будут исследованы экспертами.
Следователи настаивали, что фигуранты дела занимают руководящие должности, поэтому они могут использовать свое служебное положение, чтобы оказать давление на свидетелей – своих подчиненных, или же сами, оставшись на свободе, могут попасть под влияние других заинтересованных лиц.
Также следствие ссылалось на тяжесть преступления: все задержанные, по версии обвинения, причастны к трагедии, которая повлекла человеческие жертвы. И теперь они могут попытаться скрыться, чтобы избежать уголовной ответственности.
До ареста Башкатов занимался контролем за капитальными работами в метро и осуществлял надзор за врезкой стрелочного перевода между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Гордов следил за состоянием путей и с начала июля выполнял функции мастера, Трофимов непосредственно руководил бригадой монтажников, строивших стрелку. А Круглов является руководителем фирмы ООО «Спецреконструция», которая являлась подрядчиком и участвовала в строительных работах.
Теперь они подозреваются в нарушении требований транспортной безопасности, которое повлекло смерть более двух человек и нарушении правил эксплуатации транспортных средств (ст. 263.1 и ст. 263 Уголовного кодекса). За каждое из этих преступлений им может грозить до семи лет лишения свободы.
Каждый из задержанных, стоя в клетке для подсудимых, просил не отправлять его в следственный изолятор. Башкатов, Гордов, Круглов и Трофимов уверяли судей, что не собираются скрываться от правосудия, не планируют фальсифицировать доказательства и не хотят оказывать давление на свидетелей. Они настаивали, что их вины в случившемся нет, но теперь они сами заинтересованы в расследовании дела.
Так, Башкатов утверждал в суде, что закрепленная проволокой левая рамка стрелки не могла повлечь сход поезда, так как сам стрелочный перевод строился и не работал. А Гордов предполагал, что к сходу поезда мог привести дефект колесной пары, а до стрелки состав вообще не доехал.
Но в каждом случае судьи приняли сторону следствия и выдали санкции на арест фигурантов дела до 15 сентября.
«Это преждевременные и необоснованные аресты, - считает адвокат Владимир Жеребенков. - Эти люди не могли повлиять на ход следствия или на показания свидетелей. Их причастность к аварии может подтвердить только экспертиза, результатов которой пока нет. Но сейчас их арестовали до выяснения причин аварии».
По мнению адвоката, работников ремонтных служб сейчас отдают на откуп общественности, так как трагедия в метро вызвала огромный общественный резонанс, и следствие должно продемонстрировать, что гибель десятков людей в столичной подземке не останется безнаказанной.
На практике, поясняет адвокат Гари Мирзоян, меру пресечения зачастую избирают по шаблонным основаниям: суды указывают в постановлениях стандартные доводы о том, что задержанный может скрыться, оказать воздействия на свидетелей или уничтожить доказательства, но не подтверждают это какими-либо доказательствами и материалами оперативно-розыскной деятельности.
«Суды и следователи руководствуются правилами: сначала посадим, а потом разберемся. Так и сейчас: специалисты спорят, из-за чего произошла авария, а людей уже арестовывают», - резюмирует Мирзоян.
Анастасия Михайлова