«Вестник оттепели»: зачем президент Франции едет в Петербург
В четверг, 24 мая, президент Франции Эмманюэль Макрон начал двухдневный визит в Россию — впервые в качестве главы государства. В пятницу Макрон примет участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), а в четверг вечером состоялись его переговоры с Владимиром Путиным.
До этого Макрон приезжал в Россию в январе 2016 года, будучи министром экономики Франции. Накануне первой годовщины своего избрания в президенты, 6 мая, Макрон в интервью Le Journal du Dimanche рассказал о цели своей российской политики — закрепление России в Европе, чтобы не дать той замкнуться в себе самой. Для этого он готов к «стратегическому историческому диалогу» с Путиным. На брифинге для журналистов 23 мая помощник президента России Юрий Ушаков рассказал, что в рамках визита лидеры обсудят развитие двусторонних отношений и вопросы глобальной повестки — Иран, Сирию и Украину. Ожидается подписание двусторонних соглашений — как коммерческих, так и межведомственных.
В руководстве Франции нет единого направления российской политики. Например, МИД занимает более жесткую позицию в отношении Москвы, а советники президента более умеренную. Тем не менее большой интерес к России в Париже очевиден, рассказал РБК директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен.
«Готовясь к визиту, на прошлой неделе Макрон провел совещание с экспертами по России. Вместо запланированного часа встреча шла два с половиной часа. Все это время президент слушал аналитиков и лишь потом изложил свое мнение», — говорит Дюбьен.
Пять проектов
Первая встреча Путина с Макроном состоялась через две недели после инаугурации молодого французского президента: 29 мая 2017 года Макрон принял Путина в Версальском дворце. В четверг Путин принял Макрона в Константиновском дворце в Стрельне (дворец был заказан Петром I как парадная резиденция, способная превзойти Версаль).
Встреча двух лидеров началась вечером 24 мая и продлилась несколько часов. На ней президенты обсудили вопросы двусторонних отношений и международные проблемы. На следующее утро у лидеров запланирована встреча с представителями деловых кругов двух стран, а затем — гражданского форума «Трианонский диалог», рассказал помощник президента Ушаков. Тогда же, в пятницу, Макрон примет участие вместе с Путиным в пленарном заседании форума, а вечером — в ужине в Царском Селе.
Год назад лидеры в Версале анонсировали совместные проекты по пяти основным направлениям: создание совместного форума общественности под названием «Трианонский диалог»; создание российско-французской рабочей группы по борьбе с терроризмом; создание рабочей группы для обмена информацией на местах по конфликту в Сирии; проведение саммита лидеров «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция); наблюдение за соблюдением прав человека в России.
Постоянные собеседники
За год нахождения Макрона в должности президента они с Путиным созванивались 14 раз, по данным Кремля. Первый звонок состоялся 18 мая 2017 года, через несколько дней после инаугурации Макрона, последний — 15 мая 2018 года.
Из этих звонков два были совместной телефонной конференцией с лидерами Германии и Украины в рамках «нормандского формата», еще в одном разговоре между Путиным и Макроном участвовала лишь канцлер ФРГ Ангела Меркель — посвящен он был ситуации в Сирии. В последние месяцы Макрон и Путин стали созваниваться гораздо чаще: из 14 звонков девять пришлись на февраль—май 2018 года.
РБК проанализировал прогресс в выполнении основных программ, которые президенты России и Франции анонсировали год назад.
Без виз и санкций
«Трианонский диалог», призванный интенсифицировать контакты между гражданским обществом России и Франции, был структурно оформлен к декабрю 2017 года и уже в январе провел свое первое мероприятие — экспертную сессию по урбанистике на Гайдаровском форуме в Москве.
Сейчас план работы расписан на 2018 год и частично 2019-й, рассказал РБК Александр Орлов, бывший посол России во Франции, а ныне исполнительный секретарь «Трианонского диалога». «Стоит задача дополнить весь комплекс двусторонних отношений человеческими контактами, которые раньше ощущались слабо. Но пока мы на этапе становления, знакомства друг с другом», — говорит Орлов. Официальное открытие «Трианона» ожидается на встрече президентов в рамках ПМЭФ. Его сопредседатели (с французской стороны — дипломат Пьер Морель) расскажут президентам о проведенной работе и перспективных предложениях.
В числе предложений — взаимная отмена виз для россиян и французов моложе 18 лет. Оно было сформулировано на основе конкурса среди французской молодежи на знание истории России, пятеро победителей которого получат путевки на ЧМ-2018. В анкетах участников в графе пожеланий чаще всего стояла просьба смягчить визовый режим, говорит Орлов. «Угрозы безопасности такой шаг не несет. А учитывая, что в шенгенской системе еще существует институт национальных виз, технически это вполне возможно, нужна лишь политическая воля», — добавил он.
«Трианонский диалог» является главным, едва ли не единственным прорывом в отношениях двух стран за последний год, говорит Дюбьен из «Обсерво». По его словам, в случае успеха формат станет более «живым» и успешным, чем аналогичный «Петербургский диалог» между Россией и Германией. «Петербургский диалог» был основан в 2001 году президентом Путиным и тогдашним канцлером Германии Герхардом Шрёдером.
Помимо культуры отношения развиваются в сфере экономики и бизнеса, несмотря на политические разногласия и опасения французских деловых кругов из-за экстерриториальных санкций США, говорит Дюбьен. Товарооборот двух стран, по данным российской таможни, в 2017 году вырос на 16,5%, до $15,5 млрд. Таким образом, Франция заняла 12-е место в списке торговых партнеров России.
«Российский законопроект об уголовном преследовании за соблюдение санкций пока поставлен на паузу, но в отношении американских санкций французский бизнес пока беспокоится, что официальный Париж не сможет или не захочет противостоять Вашингтону», — добавил эксперт. В остальных же вопросах франко-российские отношения, по его словам, буксуют.
Без комитетов и встреч
Оставшиеся четыре инициативы заметного развития за прошедший год не получили. Последняя встреча лидеров «нормандской четверки» прошла в октябре 2016 года в Берлине; специализированные рабочие группы по Сирии и борьбе с терроризмом созданы не были; больших проектов по защите прав человека также не создано.
Арно Дюбьен констатирует, что по ключевым вопросам внешней политики между Москвой и Парижем либо не сделано ничего, как в случае с саммитом «нормандской четверки» по Украине, либо произошел откат назад, как в случае с Сирией после участия Франции в авиаударах по стране 14 апреля. При этом вина за отсутствие прогресса в меньшей степени лежит собственно на Москве и Париже, в большей степени на иных игроках, уверен Дюбьен.
Отсутствие прогресса по Украине связано с позицией украинского руководства, уверен Орлов. По Сирии, несмотря на плотный телефонный контакт двух лидеров, у России и Франции имеются «определенные расхождения», которые после авиаударов переросли в «напряженность», отметил он. «Но я бы не сказал, что мы в тупике. Мы обречены искать точки соприкосновения, поэтому предстоящие переговоры очень важны», — добавил бывший посол.
По-прежнему не работают ключевые органы сотрудничества — межправительственная и межпарламентская комиссии, а также Совет сотрудничества по вопросам безопасности. Контакты в рамках этих структур приостановлены в 2014 году из-за событий на Украине.
По итогам встречи лидеров в Санкт-Петербурге прогресса в диалоге исключать нельзя, уверен Арно Дюбьен. По его словам, задача-минимум — остановить деградацию отношений, задача-максимум — создать параметры обновленного диалога. «Полной нормализации, возврата к старым отношениям не будет: много всего уже случилось. Но обозначить такое желание с учетом новых вызовов немаловажно», — говорит он.
«Франко-российские отношения нельзя рассматривать вне контекста отношений России с Западом, которые сейчас непростые», — отмечает Дюбьен. Перспектива же развития диалога, по его словам, во многом зависит и от того, есть ли у Москвы желание и возможность показать: она не просто игрок, которого миру нельзя игнорировать, она может вносить и позитивный вклад.
В последние недели дипломатическая позиция Москвы усиливается благодаря решению США 8 мая выйти из международного соглашения по Ирану, пишет Financial Times. Это отражают поездки в Россию канцлера Меркель 18 мая и президента Макрона, которые заинтересованы в укреплении отношений с Москвой и, вероятно, даже в позиционировании себя как моста между Россией и Западом. По словам экспертов FT, Путину важно показать себя более надежным партнером в сравнении с президентом США Дональдом Трампом, тогда как Макрон намерен представить свой визит как вестник оттепели. Париж занимает твердую позицию по спорным вопросам, но готов улучшать отношения в другом, рассказал FT источник в правительстве Франции.