Сенаторы поддержали закон о СМИ-иноагентах
Члены Совета Федерации поддержали закон о СМИ — иностранных агентах. За него проголосовали 154 сенатора, один воздержался, никто не проголосовал против.
«Все, в том числе и члены СПЧ, не сомневаются в праве признать организацию нежелательной, — заявил в ходе обсуждения глава комитета по конституционному законодательства Совфеда Андрей Клишас. — Закон не вносит никакой цензуры, а закрепляет дополнительные обязанности иностранных СМИ». Он добавил, что закон — «это действительно зеркальная мера», хотя, по его мнению, в законодательстве США действуют значительно более жесткие меры в отношении иностранных журналистов.
Отвечая на вопросы, Клишас подчеркнул, что ограничения коснутся только иностранных средств массовой информации. По его словам, жесткость ответных мер «будет определяться тем, в какой ситуации будут находиться наши СМИ за рубежом». Однако не все члены Совфеда согласились поддержать закон в его нынешнем виде. Сенатор Людмила Нарусова обвинила создателей документа в излишней торопливости, из-за которой в нем появились «неряшливые формулировки» и неточные определения. «Этот закон может быть чисто декларативным, устрашающим, но не реальным в правоприменительной практике, — отметила она. — Или, наоборот, он будет применяться без разбора именно из-за неточности формулировок».
«Я дала поручение Клишасу рассмотреть все замечания, которые поступили по закону, сделать это публично. [Нужен был] диалог — не эмоциональный, а юридический диалог. Такой диалог состоялся», — отметила председатель Совфеда Валентина Матвиенко.
Под действие закона могут подпасть «Голос Америки», «Радио Свободная Европа / Радио Свобода (РСЕ/РС)» и другие российские проекты этой организации — «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», «Сибирь.Реалии», «IdeLРеалии», телеканал «Настоящее время», татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi) и проект «Фактограф».
Накануне состоялось обсуждение закона на заседании комитета Совфеда по конституционному законодательству. Тогда три участника обсуждения рассказали РБК, что сенаторы поддержат документ. Они даже предположили, что члены Совфеда потребуют ужесточить его, несмотря на отрицательный отзыв, который на документ дал президентский Совет по правам человека (СПЧ).
Эксперты СПЧ ранее заявили, что закон о СМИ-иноагентах нуждается в доработке и должен быть возвращен в Госдуму. Они раскритиковали пункт о зарубежном финансировании СМИ. По нему под действие нового закона может попасть любое иностранное средство массовой информации, работающее на территории России. Также в СПЧ заявили, что в Госдуме закон был принят в трех чтениях с процедурными нарушениями. По мнению экспертов, концепция закона сильно поменялось после первого чтения, поэтому он, по регламенту Госдумы, должен быть пересмотрен.
Депутаты приняли закон о СМИ-иноагентах в третьем чтении 15 ноября. Они поддержали его единогласно. Принятый ими документ ограничивает деятельность «структур, распространяющих для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» и получающих «денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан или от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников».
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил, что эти поправки дают Москве возможность зеркально ответить на попытки ограничивать свободу российских журналистов. В Кремле сослались на действия Минюста США, который внес в реестр иностранных агентов компанию, производящую и распространяющую контент телеканала RT America.
Необходимость «зеркально ответить» на действия американских властей в отношении RT и проекта Sputnik не раз отмечали на своих заседаниях члены временной комиссии Совфеда по защите госсуверенитета. В них участвовала и главный редактор RT Маргарита Симоньян. Источник РБК в верхней палате утверждал, что глава комиссии Андрей Климов сам планировал разработать законопроект, ограничивающий деятельность СМИ с иностранным финансированием, однако депутаты успели сделать это раньше. После этого комиссия выступила с предложениями создать «черную книгу вмешательств» в российские внутренние дела и «доску позора» с именами людей, виновных во вмешательстве.