Экс-сенаторы США открестились от лоббирования в пользу Газпромбанка
Информация о том, что Газпромбанк, попавший под секторальные санкции США 16 июля, нанял юридическую фирму Squire Patton Boggs, появилась в начале сентября. 29 августа фирма подала в Сенат США соответствующий документ, в котором регистрировались ее отношения с новым клиентом – Газпромбанком. В документе раскрывались имена лоббистов, которые будут представлять банк – бывший сенатор-демократ от штата Луизиана Джон Бро и республиканец от штата Миссисипи Трент Лотт.
Новость о том, что российский госбанк, в сознании американской общественности прочно ассоциирующийся с «Газпромом», нанял бывших сенаторов, чтобы защищаться от американских санкций, вызвала волну негодования в местной прессе. А сами Бро и Лотт поспешили откреститься от неоднозначного клиента.
Спустя неделю после регистрации лоббистской деятельности в интересах Газпромбанка Бро заявил в интервью луизианской газете The Times-Picayune, что он и его коллега не работают на российский банк. Он пояснил, что к ним обратились из московского офиса Squire Patton Boggs с вопросом, может ли Конгресс предпринять какие-либо действия в отношении Газпромбанка. Бро и Лотт проверили свои источники на Капитолийском холме и не получили сведений о каких-либо готовящихся мерах. «Мы не знаем, что собирается делать Конгресс», – сказал Бро в интервью. Раскрытие перед Сенатом с указанием экс-политиков в качестве лоббистов Газпромбанка было сделано на всякий случай, но Бро заверил: уже в следующем документе будет сказано, что они не работают в интересах Газпромбанка.
В опубликованном во вторник отчете Squire Patton Boggs о лоббистских услугах Газпромбанку по итогам третьего квартала действительно говорится, что Бро и Лотт больше не будут выступать лоббистами по этому заказу. Но из него также следует, что оба экс-сенатора и еще три сотрудника юрфирмы вели работу в интересах Газпромбанка в сентябре, за что банк заплатил $150 тыс. Газпромбанк не смог прокомментировать эту информацию на момент сдачи публикации.
Теперь лоббировать интересы Газпромбанка по вопросам санкций будут экс-сотрудник Минфина США Стивен Макхэйл, бывший посол США в Катаре и Мавритании Джозеф Лебарон и специалист в области международного права Джозеф Бренд. Все они являются сотрудниками Squire Patton Boggs. Они занимаются делами Газпромбанка в Сенате и в Госдепартаменте, следует из раскрытия.
Американские лоббисты Газпромбанка заработали $150 тыс. за месяц работы. Еще больше на лоббирование в США потратил НОВАТЭК, в начале августа нанявший для этого коммуникационную фирму Qorvis MSL. НОВАТЭК, как и Газпромбанк, попал под секторальные санкции в июле. Согласно опубликованному во вторник раскрытию, газовая компания уже выплатила Qorvis $280 тыс.
Qorvis занимается не только лоббированием, но и пиаром, рекламой и кризисными коммуникациями. В 2014 году она вошла в состав рекламного гиганта Publicis Groupe. В числе клиентов Qorvis значатся как компании, так и целые страны: фирма улучшала имидж в США Кипра, Бахрейна в разгар гражданских протестов 2011 года и Саудовской Аравии, когда последней было необходимо улучшение имиджа после терактов «9/11». В 2002 году правительство Саудовской Аравии потратило на эту PR-кампанию почти $15 млн.
Qorvis работает в интересах НОВАТЭКа в Конгрессе не только по уже введенным санкциям, но и по законопроекту «О предотвращении российской агрессии» (Russian Aggression Prevention Act of 2014). Он находится на рассмотрении у профильного комитета Сената. Если он будет принят Конгрессом, то может надолго закрепить санкции против крупнейших российских компаний.
Интересы НОВАТЭКа лоббируют эксперты по Ближнему Востоку – юрист и бывший журналист Лоретта Пренсипе и бывший эксперт вашингтонского Института ближневосточной политики Аял Фрэнк, который раньше работал помощником в Конгрессе.