Кремль закрепил прямое президентское правление в госкорпорациях и СМИ
Согласно распоряжению президента №281-рп от 25 июня 2012г., согласованию подлежат "кандидатуры представителей государства в органах управления" ВЭБа, госкомпании "Росавтодор", госкорпорациях АСВ, "Олимпстрой" и Фонде содействия реформированию ЖКХ, в НИЦ "Курчатовский институт".
Кроме того, Кремль напрямую будет утверждать кандидатуры менеджмент в пяти государственных медиаактивах — "РИА Новости" и ИТАР-ТАСС, "Российской газете", радиостанции "Голос России". Наконец, другим распоряжением президент добавил в список еще два телекоммуникационных акционерных общества — "Связьинвест" и "Ростелеком".
Данные распоряжения пока не опубликованы на сайте главы государства. В Кремле и Белом доме комментариев по теме не дают. В некоторых ведомствах заявляют, что распоряжения главы имеют гриф "для служебного пользования", однако документы, которые имеются в распоряжении газеты, такой отметки не содержат.
В настоящий момент кандидатуры представителей государства во всех госкомпаниях утверждает аппарат президента, а список претендентов представляют профильные министерства через правительство, сообщил собеседник "Ъ". раньше подобный метод контроля действовал только в "стратегических отраслях", таких как газ, нефть, госмонополия.
Собеседник "Ъ" полагает, что распоряжения президента нельзя трактовать как "чисто техническую формальность", формализующую устоявшиеся отношения в политике. Так, принципиально важным обстоятельством является возвращение права президента согласовывать топ-менеджмент в госкорпорациях.
С момента создания госкорпораций В.Путин имел возможность контролировать кадры в госструктурах. Эти полномочия сохранились и в период 2008-2012гг. С рокировкой 2012г. правительство Дмитрия Медведева в течение трех месяцев имело юридическое право на управление кадрами в указанных структурах.
Однако при создании списка управляемых напрямую структур были и проблемы, ведь ни "Олимпстрой", ни Агентство по страхованию вкладов (АСВ), ни "РИА Новости" акционерными обществами не являются, а потому термин "кандидатуры представителей государства в органах управления" в данном случае выглядит довольно странно.
Юридически прямые представители государства есть только в "Связьинвесте", "Ростелекоме" и в какой-то степени в АСВ. В советах госкорпораций юридически их просто нет, ведь компании не имеют собственников. Но фактически в госкорпорациях представителями государства являются все члены наблюдательных советов.
Комментируя данные инициативы Кремля, эксперты отмечают, что речь идет не столько о переменах, сколько о защите от перемен. Кроме того, правительство Д.Медведева лишилось монополии на управление, так и не успев ей воспользоваться, и без сопротивления передало Кремлю контроль над госкорпорациями.