«Единая Россия» отлучит губернаторов от выборов в Госдуму
35 групп вместо 80
На думских выборах 2016 года список «Единой России» будет разделен на минимально допустимое число региональных групп — их будет около 35 вместо 80, как это было на прошлых выборах, рассказал РБК источник, близкий к руководству партии, и подтвердил собеседник, близкий к Кремлю. Представитель самой партии сообщил РБК, что вопрос о числе групп еще обсуждается.
Согласно закону о выборах в Госдуму, половина нижней палаты избирается по 225 одномандатным округам, а другая — по федеральному [партийному] списку. Этот список каждая партия по своему усмотрению делит на общефедеральную часть (ту, что видят все избиратели страны в бюллетенях, состоящую из самых популярных людей) и региональную. В первой части не может быть более десяти человек, но на практике единороссы на последних выборах ставили туда только одного человека — Владимира Путина (в 2007 году) или Дмитрия Медведева (в 2011 году) По словам источников РБК в партии, именно Медведев в 2016 году вновь возглавит список.
Региональных групп по закону должно быть не менее 35 (верхней планки закон не устанавливает), и в партии планируют остановиться примерно на таком числе, подтверждает другой собеседник, близкий к руководству «Единой России».
Больше контроля из Москвы
Минимальное число групп означает, что они будут состоять из большего числа депутатов, представляющих сразу несколько регионов (если единороссы выдвинут максимально возможное число кандидатов — 400 человек, то в среднем в группе будет 11 человек). Крупные группы, выходящие за пределы одного региона, больше контролируются федеральным руководством партии, а не региональными элитами и отражают общепартийную, а не сугубо региональную повестку, объясняет глава близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский смысл такого деления.
Кроме этого, когда мелкие группы практически один в один воспроизводят региональное деление, многие территории останутся без представительства, приводит другой аргумент Бадовский. «Это возможно, учитывая, что теперь, при смешанной системе, по спискам распределяется только половина думских мандатов», — добавляет он. При укрупненном же дроблении даже представители небольших территорий будут иметь ту или иную перспективу попасть в Думу, а также смогут влиять на лидеров межрегиональной группы для отстаивания интересов своих территорий, подчеркивает Бадовский.
Списки без губернаторов
На прошлых выборах число групп фактически равнялось числу регионов (80 групп при 83 регионах). В итоге во главе большинства групп стояли именно губернаторы (их называли «паровозами»: они проводили в Думу сторонников, а сами отказывались от мандатов). В некоторых случаях вместо них группу вели вице-премьеры, министры и депутаты Госдумы.
«При 35 группах губернаторы, как правило, практически не будут возглавлять списки. Во-первых, на всех не хватит этих самых групп, а во-вторых, если группа объединяет несколько регионов, а во главе ее стоит только один губернатор, получится, что кто-то главнее», — рассуждает Бадовский. По его мнению, такие ситуации некомфортны для самих региональных руководителей и могут быть негативны для качества партийной избирательной кампании.
«Губернаторам логичнее будет в 2016 году возглавлять списки «Единой России» на выборах в региональные законодательные собрания и там добиваться успеха, отстаивая перед избирателями реализацию своей региональной повестки развития. Тем более что в следующем году выборы в заксобрания пройдут сразу в 38 регионах», — подчеркивает Бадовский.
В пользу новых лиц
Возглавлять список будут отобранные на праймериз лидеры общественного мнения — это могут быть и известные действующие депутаты Госдумы, и чиновники разных уровней, включая членов правительства, а могут быть и общественники, утверждает собеседник, близкий к руководству партии.
По мнению главы ИСЭПИ, во многих группах список могут возглавить лидеры общественного мнения, баллотирующиеся одновременно по одномандатным округам. Это подтверждает и собеседник, близкий к руководству партии. По его мнению, присутствие кандидата и в списке, и в округе повышает шансы человека попасть в Госдуму по одной части списка, если он не прошел по другой. Кроме этого, прошедший в Госдуму одномандатник передаст свое место, полученное по списку, менее известным партийцам, говорит собеседник РБК. Он подчеркивает, что закон о выборах депутатов позволяет такое совмещение. «Это стандартная технология», — отмечает он.
В качестве примера собеседник, близкий к руководству «Единой России», приводит главу думской фракции единороссов Владимира Васильева. На прошлых выборах он шел третьим номером по тверскому списку после губернатора Андрея Шевелева и фермера Светланы Максимовой. На этих выборах он мог бы возглавить список и идти по одномандатному округу, предполагает собеседник.
ИСЭПИ уже составляет рейтинг таких лидеров общественного мнения. Собеседники, близкие к администрации, указывают на высокие шансы выдвинуться в Госдуму у нескольких участников топ-10 этого рейтинга, в том числе у прокурора Крыма Натальи Поклонской. Сама она заявляла ТАСС, что пока не получала такого предложения.
Альтернатива главам регионов
Именно прошедшие в Госдуму по одномандатным округам кандидаты могут составить конкуренцию действующим главам регионов — об этом в середине июня на встрече с политтехнологами в Фонде развития гражданского общества говорил первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. По словам кремлевского чиновника, избранные депутаты получат почти такую же легитимность, как и губернатор, и поэтому смогут составить ему конкуренцию на будущих выборах главы региона.
«Для того чтобы депутаты могли составить губернаторам конкуренцию, нужно повысить их статус, потому что сегодня они только формально приравнены к министрам. На практике только отдельные депутаты могут себе позволить конфликтовать с главами регионов, — говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Если депутаты в новой схеме будут менее зависимы от губернаторов и последуют необходимые сигналы из федерального центра, то можно ожидать, что таких сильных парламентариев станет больше».
Как депутаты Госдумы боролись с главами их родных регионов
Лебедев против Лужкова
Предприниматель Александр Лебедев был оппонентом Юрия Лужкова на выборах мэра в 2003 году. В декабре избран в Госдуму по московскому региональному списку блока «Родина», затем перешел во фракцию «Единая Россия», но продолжил критиковать основателя и сопредседателя партии Лужкова. Впоследствии этим же занималась организованная Лебедевым межфракционная группа «Наша столица». Столичные власти критиковались, в частности, во время конфликта с жителями микрорайона Бутово. Вице-мэр Москвы Анатолий Петров в интервью официальному изданию мэрии «Тверская, 13» назвал создание группы «провокационной затеей». Лебедев продолжал бороться с Лужковым и после его отставки в 2010 году. «Моя борьба против Лужкова и его жены Елены Батуриной не была моим личным интересом, потому что они не просто индивидуумы, они воплощают в себе социальное явление», — заявлял он газете Independent.
Богомаз против Денина
Руководитель брянского штаба ОНФ и депутат Госдумы Александр Богомаз в 2014 году активно критиковал работу губернатора Брянской области Николая Денина. В Госдуму Богомаз пришел в октябре 2012 года по брянскому региональному списку «Единой России», получив мандат ушедшего из Думы Андрея Бочарова. В начале 2014 года депутат потребовал от губернатора разобраться с руководством города Клинцы, распродающим социальные объекты, затем ОНФ подготовил закрытый доклад о нарушениях законодательства Дениным и представил его в администрацию президента. В том же году Денин был отправлен в отставку президентом в связи с утратой доверия, а Богомаз — назначен исполняющим обязанности главы региона. Богомаз заявлял, что Денин лишился поста из‑за подозрений в коррупции.
Дмитриева против Матвиенко
Депутат Госдумы от Петербурга с 1999 года Оксана Дмитриева с начала нулевых критикует свою землячку Валентину Матвиенко. Дмитриева неоднократно обвиняла Матвиенко в провале пенсионной реформы в то время, когда та занимала пост социального вице-премьера (с 1998 по 2003 год). Критика со стороны Дмитриевой продолжилась, когда Матвиенко работала губернатором Санкт-Петербурга (2003–2011 годы). Зимой 2011 года Дмитриева, на тот момент глава петербургского отделения эсэров, потребовала возбудить уголовное дело против Матвиенко в связи с гибелью шестилетнего мальчика, на которого упала ледяная глыба с крыши здания. Эсэры и другие оппозиционные партии отмечали провалы команды губернатора в решении проблем городского ЖКХ — это считалось одной из причин ухода Матвиенко с поста губернатора. Конфликт между ней и Дмитриевой усилился во время участия Матвиенко в выборах муниципальных депутатов (чтобы войти в Совет Федерации) летом 2011 года. Дмитриева заявляла, что выборы проводятся с нарушением законодательства, и даже предлагала партиям КПРФ и «Яблоко» создать предвыборный блок «Петербург против Матвиенко». За активную агитацию против Матвиенко местный избирком просил прокуратуру возбудить в отношении Дмитриевой административное дело и ходатайствовать о лишении ее депутатской неприкосновенности.