В России резко упал интерес к истории Великой Отечественной войны
Спад интереса
Левада-центр провел опрос (имеется у РБК) об интересе граждан к историческим эпохам и наиболее значимым, по мнению респондентов, периодам в истории России. По-прежнему больше всего «особый, повышенный интерес» у респондентов вызывает Великая Отечественная война. Но если в июле 2008 года к этому периоду внимание проявляли более половины респондентов (55%), то в марте 2017 года — всего 38% (опросов по этой теме между 2008 и 2017 годами у «Левады» не было).
За этот же период заметно упал интерес россиян к петровской эпохе (с 42 до 31%), истории Древней Руси (с 34 до 28%), Серебряному веку (с 23 до 18%). Несмотря на спад интереса, эти исторические эпохи до сих пор наиболее актуальны для респондентов после истории Великой Отечественной войны.
В то же время растет внимание граждан к истории брежневской эпохи (с 11 до 17%). Колебание интереса респондентов к остальным историческим периодам находится в пределах статистической погрешности.
В два раза больше граждан теперь вообще «ничего в российском прошлом не интересует» (с 7 до 15%).
Советский культ Великой Отечественной войны с масштабными празднованиями памятных дат был восстановлен в президентство Владимира Путина на фоне «идеологического вакуума», обратил внимание политолог Николай Миронов.
«Эта тема властями продвигается из-за отсутствия других столь значимых побед, с уходом ветеранов появился «Бессмертный полк». Однако Великой Отечественной интересуются уже менее половины россиян, ведь в силу давности событий война переходит в область мифа и вытесняется из массового сознания», — рассуждает эксперт.
Рост интереса к брежневской эпохе на фоне общего спада внимания к истории связан с политикой госканалов в последние годы, предположил замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин.
«Сейчас происходит восстановление интереса к тому, что было забыто в 1990-е годы и тогда подверглось резкой критической оценке. Этому способствует политика гостелеканалов, которые активно возвращаются к культурному наследию брежневских времен. На фоне падения интереса к дальней истории растет внимание к ближней истории», — рассуждает социолог.
Киевская Русь и Крым
Другой вопрос социологов: с какой даты, эпохи, события начинается, по вашему мнению, история нашей страны? Самые популярные ответы соответственно: с незапамятных времен, с Киевской Руси, с крещения Руси.
О том, что история начинается с незапамятных времен, в марте 2017 года думают 36% опрошенных россиян. В июле 2003 года так отвечали 39% (опросов по этой теме между 2003 и 2017 годами у «Левады» не было). Несмотря на общее падение интереса респондентов к истории Древней Руси, все больше граждан считают, что история страны начинается именно с нее (рост с 19 до 26%). Незначительно изменилось число сторонников начала истории с крещения Руси (с 11 до 12%).
Гражданкин связывает рост сторонников точки отсчета истории от Киевской Руси с политическим контекстом последних лет: борьбой власти за права на историческое наследие Крыма и популяризацией в России фигуры князя Владимира Крестителя.
С 3 до 7% выросло число респондентов, отсчитывающих начало истории страны от образования русских княжеств. В то же время с 10 до 5% упало число сторонников начала истории страны с царствования Петра I. Колебание числа сторонников остальных исторических периодов незначительно.
«Усталость от патриотизма»
Данные социологов свидетельствуют о «некоторой усталости россиян от «агрессивного» патриотического дискурса последних лет, важной частью которого является апелляция к нашей «славной истории», предположил политолог Аббас Галлямов.
«Патриотизм стал настолько официозным и неискренним, что начал вызывать отторжение. К тому же накладывается он на не самый благоприятный фон: ухудшающееся социальное самочувствие людей и снижение уровня жизни. Это не может не раздражать по принципу: чего вы к нам со своим прошлым лезете, вы на наше настоящее посмотрите», — полагает эксперт.
«Великая Отечественная война остается для россиян важным историческим событием в жизни страны, но за последние годы общий интерес к истории упал», — заметил Гражданкин. По его мнению, общий спад интереса к истории можно сравнить с послеперестроечной эпохой 1990-х годов. Тогда из-за «лавины информации, обрушившейся на людей в перестройку», граждане стали меньше реагировать на исторические темы.
Социолог также указывает, что интерес к истории зависит от возраста. Молодежь в принципе меньше пожилых интересуется историей. Кроме того, молодые респонденты (представители «путинского поколения») больше внимания проявляют к истории Киевской Руси, в то время как брежневская эпоха интересует людей пенсионного и предпенсионного возраста. История Великой Отечественной интересует как людей старшего поколения, так и молодежь. Несколько меньше к ней проявляют внимание люди около 40 лет, социализировавшиеся в 1990-е годы, замечает Гражданкин. «Это отражает повестку тех лет», — считает социолог.
Опрос Левада-центра был проведен 2–6 марта 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1,6 тыс. человек. Опрашивались люди в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Респондентов лично интервьюировали на дому.