Медведев заявил о не усвоенных НАТО уроках по Южной Осетии и Абхазии
НАТО и США плохо усвоили урок после признания независимости Южной Осетии и Абхазии и цинично подступали к рубежам России. Об этом заявил заместитель главы Совбеза Дмитрий Медведев, передает «РИА Новости».
«В 2008 году мне пришлось принять непростое решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Применив военную силу и политическую волю, Россия помогла сохранить жизнь сотням тысяч людей. И преподала наглядный урок НАТО, США, всем, кто имел агрессивные намерения в отношении граждан России. Однако усвоили его в НАТО плохо и продолжили цинично и бесцеремонно подступать к рубежам России, расширяя круг потенциальных участников альянса», — сказал зампред Совбеза.
Медведев подчеркнул, что на Западе помогали Киеву саботировать минские соглашения, полностью развязав руки националистам и слабой власти во главе с нынешним президентом. «Война против Донецка и Луганска шла без правил. Людей подвергали постоянным репрессиям. Обстреливали их дома, заставляли жить в вечном страхе, прятаться в подвалах от бомб», — уточнил он.
Кроме того, замглавы Совбеза отметил, что рано или поздно российские оппоненты «сами придут с просьбой вернуться за стол переговоров». «Знаем, что будет дальше. Снова санкции, угрозы, политическое давление с разных сторон. Безумные вопли и потоки дезинформации. Все это мы уже проходили и давно перестали бояться. У нас крепкие нервы», — добавил он.
Как Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии
Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии 26 августа 2008 года, соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев. Накануне обе палаты российского парламента приняли обращение к президенту с просьбой признать независимость этих территорий. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов на внеочередном заседании мотивировал обращение тем, что признание независимости — необходимое условие обеспечения безопасности Абхазии и Южной Осетии.
Для поддержки обращения к президенту осенняя сессия Госдумы началась досрочно (25 августа, а не 1 сентября). На заседании выступили в том числе руководители Абхазии и Южной Осетии Сергей Багапш и Эдуард Кокойты. Обращение к главе России о признании территорий одобрили все думские фракции.
В тексте постановления говорилось, что «еще в 1992 году, после распада СССР, народы Южной Осетии и Абхазии провели всенародные референдумы, на которых подавляющим большинством голосов обозначили свое нежелание жить в едином грузинском государстве». По словам председателя Госдумы Бориса Грызлова, главной задачей было «гарантировать безопасность жителей двух республик» и «уберечь их от угрозы повторной агрессии со стороны правящего в Грузии режима».
Накануне президент России Владимир Путин выступил с обращением, в котором заявил, что ситуация на Донбассе приобрела критический и острый характер. Он также назвал Украину «колонией с марионеточным режимом», обвинив власти в дерусификации населения и репрессиях в отношении граждан.
После этого глава государства подписал указы о признании ДНР и ЛНР. Со своей стороны, их также подписали главы двух республик Денис Пушилин и Леонид Пасечник.
Перед решением президента в расширенном составе заседал Совет безопасности России. Выступал в том числе Дмитрий Медведев, который назвал признание ДНР и ЛНР единственным выходом. «Мне кажется, что очень важно, чтобы соответствующее настроение выразило наше общество, граждане нашей страны, поскольку мы все живем в одном доме, все это связано с большими процессами, это и военные компоненты. Но, насколько я знаю, подавляющее большинство граждан нашей страны такой шаг поддержали бы», — говорил он.
Решение Путина раскритиковали Украина и многие страны Запада. Президент Украины Владимир Зеленский назвал признание республик нарушением суверенитета и территориальной целостности его страны. В американском Госдепартаменте сочли, что таким образом Россия полностью вышла из минских соглашений, а в НАТО обвинили Москву в подрыве усилий по урегулированию конфликта.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала реакцию Запада на признание ЛНР и ДНР предсказуемой и заявила, что российская сторона была к этому готова. «А мы что, не знали, что они говорили, говорят и будут говорить? Что, для нас это было каким-то откровением? <...> Мы что, не знали, как они будут реагировать? Конечно, знали. Последние два месяца были крайне показательными: врали, врут и будут врать», — заявила она.