«Сателлиты бежали и подтявкивали». Слова Путина на коллегии Минобороны
О требованиях России по гарантиям безопасности
- «Вооруженные конфликты, кровопролитие — это абсолютно не наш выбор. Мы не хотим такого развития событий. Мы хотим решать вопросы политико-дипломатическими средствами, но иметь хотя бы ясные, понятные, четко изложенные юридические гарантии».
- «Мы видим уже, что их (российские предложения по гарантиям безопасности) некоторые наши недоброжелатели, прямо скажу, интерпретируют как ультиматум со стороны России. Это ультиматум или нет? Конечно, нет».
- «Есть некоторые сигналы, что партнеры вроде бы готовы над этим работать. <…> Но есть и опасность, что будет предпринята попытка заболтать, погрузить в болото все наши предложения, а самим, используя эту паузу, делать то, что они хотят».
- «Нам нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии. <…> Но мы с вами хорошо знаем: и этому-то нельзя верить — никаким юридическим гарантиям, потому что Соединенные Штаты легко выходят из всех международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересны. Легко! Объясняя чем-то или вообще ничем не объясняя, как это было с договором о противоракетной обороне».
15 декабря Россия передала США проекты договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО. Москва предложила НАТО взять на себя обязательство не расширяться на Восток (то есть не включать в свой состав Украину и Грузию), а также не проводить на территории Украины военные действия. Вашингтону Москва предложила также гарантировать невступление в НАТО стран бывшего СССР. В Белом доме, комментируя эти предложения, заявили, что переговоры по безопасности невозможны без европейских союзников. Генсек НАТО Йенс Столтенберг отметил, что диалог должен учитывать опасения НАТО и мнение Украины.
Об угрозе со стороны «коллективного Запада»
- «Серьезную озабоченность вызывает наращивание непосредственно у российских границ военной группировки США и НАТО, а также проведение крупномасштабных учений, в том числе незапланированных».
- «Что хотят, то и делают. Но то, что они сейчас делают на территории Украины или пытаются и планируют делать, это же не за тысячу километров от нашей национальной границы, это у порога нашего дома. Они должны понять, что нам просто некуда дальше отступать».
- «Нас крайне беспокоит, что вблизи России идет развертывание элементов глобальной ПРО США. <…> Расположенные в Румынии и планируемые к размещению в Польше пусковые установки МК-41 адаптированы к применению ударных систем «Томагавк».
- «Если эта инфраструктура будет двигаться дальше, если ракетные комплексы США и НАТО появятся на Украине, то их подлетное время до Москвы сократится до 7–10 минут, а при размещении гиперзвукового оружия — до пяти. <…> Для нас это серьезнейший вызов, вызов нашей безопасности».
- «Поставят на Украине гиперзвуковое оружие. Это не значит, что завтра станут его применять, потому что у нас «Циркон» уже есть, а у них пока нет. Но под этим прикрытием вооружат и будут толкать на Россию экстремистов из соседнего государства, в том числе на отдельные регионы России, ну, скажем, на Крым».
- «То, что сейчас происходит, та напряженность, которая складывается в Европе, — это их вина».
О судьбе Югославии
- «Наши партнеры, так назовем США, в предыдущие годы, обеспечивая якобы свои интересы и якобы свою безопасность, за тысячи километров от своей национальной территории делали наиболее жесткие вещи без всякой санкции СБ ООН. Югославию бомбили. Под каким предлогом? Что, с санкции Совета Безопасности что ли? Где Югославия и где США? Уничтожили страну. Да, там внутренний конфликт, там свои проблемы, но кто дал право наносить удар по европейской столице? Никто. Просто так решили, а сателлиты бежали за ними и подтявкивали».